В станице Крыловской 22 ноября, в актовом зале школы № 2, прошли духовно-образовательные чтения Крыловского благочиния Тихорецкой епархии на тему: «1917-2017: уроки столетия». Наряду с другими одноименными конференциями и чтениями епархий РПЦ данная встреча предваряет XXV Международные рождественские образовательные чтения, которые пройдут 25–27 января 2017 года в Москве.
Чтения Крыловского благочиния состоялись при поддержке Крыловской районной администрации, а также управления образования. В конференции приняли участие: настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Тихорецка протоиерей Андрей Дашевский, благочинный церквей Крыловского округа иерей Антоний Гонтарюк, настоятель Михайло-Архангельского храма протоиерей Федор Ефименко, заместитель главы Крыловского района по вопросам социального развития О.П. Приставка, казаки, директора школ района, учителя ОРКСЭ, ОПК, истории, русского языка и литературы, кубановедения, психологи, сотрудники ОПДН и молодежного центра Крыловского района, заведующие детсадами и воспитатели, работники культуры.
Пройдя круги ада, мы вернулись к тому, от чего пытались уйти
О причинах духовного кризиса российского общества и путях его преодоления в своем докладе говорила миссионер-организатор Тихорецкой епархии Е.Ю. Дорошенко:
– Сегодня для того чтобы объединить общество, необходимо извлечь уроки из событий начала прошлого века, вернуться ко Христу после долгих лет богоотступничества. Что представляла собой Россия в начале царствования Николая II? Быстро развивавшаяся страна, с возраставшим культурным, демографическим и социально-экономическим потенциалом, претендовавшая на роль одной из первых в мире. Были в этих сферах и проблемы, но не они стали причиной революции. Экономический взлет сопровождался моральным разложением общества, в православной стране шел процесс отступления от веры в Бога. Среди молодежи из дворянских семей царил культ убийства, романтизация террора. Народ терял духовные ориентиры и даже сам здравый смысл, легко поддавшись обманчивым лозунгам равенства и братства – скорого «рая на земле». От каждого – по способностям, каждому – по потребностям… Этот рай обернулся обществом потребления, бесчеловечным и аморальным по своей природе. Но кто задумывался тогда над этим? Кто задумывался – становился изгоем. Глядя на современное общество потребления, задаешься вопросом: а стоило ли столько претерпеть нашему народу ради этого? Разрушение хозяйства и культуры, ужасы террора, гражданской войны, расказачивание, коллективизацию, потерю миллионов людей, сотни тысяч беспризорников, миллионы политзаключенных – вот что получила Россия в результате революционных преобразований.
Духовный кризис только углублялся – как могло быть иначе, если вокруг звучало: грабь награбленное в безжалостных и бессудных расстрелах «классово чуждых элементов», в варварском уничтожении церквей и монастырей, в убийстве монахов и священников…
Почему же в стране, пережившей столь ужасные события, по-прежнему есть множество социальных проблем, катастрофический разрыв между богатыми и бедными? Пройдя круги ада, мы вернулись к тому, от чего пытались уйти. А если быть честными – вошли в ХХI век с гораздо большими проблемами, чем наши предки. Где же выход? Ключ к верному пониманию жизни по-прежнему хранит Священное Писание – Книга, доступная сегодня каждому. Бог дает два пути: жизнь или смерть. Благословение или проклятие. Подобно народу Израиля и мы сто лет назад избрали путь смерти, не только презрев заповеди Божии, но и дерзнув усомниться в самом факте существования Творца – отвергли свое Божественное происхождение.
В качестве иллюстрации к докладу были продемонстрированы два эпизода художественного фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар», которые ярко показывают плачевные последствия атеистического воспитания. В киноленте рассматривается история Егорки, юного помощника священника, которому на его искренний, исполненный детской непосредственности и открытости вопрос: «Это правда, что человек произошел от обезьяны?» взрослый не дал никакого ответа. Не дал, потому что был увлечен своими мыслями, не имел времени на разговор с ребенком. Егорке дал ответ его учитель, преподавший ему урок о происхождении видов согласно теории Дарвина, и, став взрослым, мальчик превращается в человека, дающего добро на убийство множества людей. Вот такие Егорки, Артемки, Аленки сегодня также задают вопросы своим учителям. Уделим ли мы им время, получат ли они правильные ответы – зависит от самих взрослых, от нас, от нашего мировоззрения и понимания ответственности за воспитание подрастающего поколения.
Мученический подвиг наших земляков
Подвиг новомучеников российских, в годину лютых гонений просиявших, стал темой рассказа протоиерея Федора Ефименко. Батюшка подробно остановился на жизнеописании кубанских святых, в особенности – на житии священномученика Иоанна Пригоровского, который 19 мая 1898 года был рукоположен во священника к церкви хутора Кугоейского и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы хутора. С 1898-го по 1903 год он заведовал открытой им здесь вечерней школой для взрослых и учительствовал в ней. В дальнейшем о. Иоанн стал настоятелем храма пророка Божия Илии в станице Незамаевская Тихорецкой епархии.
– Отец Иоанн имел трех дочерей и сына. Батюшка был высокообразованным человеком и в епархии считался одним из лучших богословов. Ежегодно ездил в Москву, последний раз – в марте 1917 года. Он был слишком умен, чтобы не понять, что происходит, и поэтому постарался как можно скорее вернуться в станицу. Отречение Николая II от престола лишило его душевного покоя. Батюшка не замедлил поделиться с прихожанами увиденным. Его проповеди стали особенно острыми. К ним стали прислушиваться и соседние станицы. Верили ему и казаки.
В то время станичная жизнь сосредоточилась около церкви. Храм всегда был переполнен молящимися. Начались великие потрясения, гражданская война. Белые залечивали раны в Мечетинской, Гуляй-Борисовке, Лежанке и в Плоском – пограничном хуторе между Донским и Кубанским войсками. Красные же циркулировали на своих бронепоездах и кое-где делали вылазки.
В Великий четверг Страстной седмицы 1918 года в станицу Незамаевскую прибыли с отрядом генерал Покровский и полковник Науменко – они были приняты в доме батюшки. Вечером они стояли в храме на чтении Евангелия, а в конце богослужения о. Иоанн выступил с горячей проповедью против большевиков. На другой день отряд покинул станицу.
А в конце Страстной недели Незамаевская была захвачена большевиками. Туда прибыл красный отряд Гришина. В Великую субботу, 4 мая, в храм, где совершалось богослужение, ворвался отряд красноармейцев, и отец Иоанн был арестован и выведен большевиками на площадь перед храмом. Прибывшие в церковь прямо на конях большевики выкололи проповеднику Божьему глаза, отрезали уши и язык, а потом привязали его к бороне и так стали разъезжать по улицам станицы, запугивая людей. Отца Иоанна, непокорного новым властям священнослужителя, живым закопали в навозной яме. Через время тело священномученика тайно перевезли в Екатеринодар и похоронили на Всесвятском кладбище.
На сегодняшний день о. Иоанн – единственный святой, причисленный к лику святых в нашей епархии, и он является молитвенником и заступником земли, на которой мы с вами живем, – заключил о. Федор.
На Кубанской земле причислены к лику святых: священник Михаил Лисицын, отец Александр Флегинский, священник Георгий Бойко, а также священник Петр Назаренко. Отец Федор поведал и о своем родственнике – священнике, являющемся примером для всего его рода. Это Иосиф Лобашов: он служил в 1938 году в селе Остолопово Овинищенского района Калининской области.
– У председателя сельсовета умер отец, человек глубоко верующий. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили по православному обряду, со священником. Известно, что воля умирающего – закон. Пригласили о. Иосифа. Обычно в крестьянских домах покойника кладут головой в угол, где имеются иконы. А в доме председателя колхоза был портрет Ленина в полный рост. Дед попросил или накрыть портрет чем-нибудь и поставить икону, или перенести покойника в другое место, где перед иконой можно было бы его отпеть. Председатель все так и сделал. На кладбище отслужили панихиду, все как положено. А на следующее утро сын покойного снова пришел к о. Иосифу. Огляделся и сказал: «Сколько у тебя икон… И ни одного портрета вождей». Вечером батюшку арестовали. Произошло это 6 марта 1938 года. Следствие продолжалось недолго. Очевидно, его пытали, чтобы выбить признание. 23 марта его расстреляли. Место смерти официально так и не установлено. То есть – братская канава. В 1989 г. о. Иосиф Лобашов был реабилитирован.
Отец Иосиф принял мученическую смерть, а посему его признали новомучеником и исповедником Русской Православной Церкви ХХ века.
Церковь – в память о предках и во имя будущего
С анализом уникальных документов – клировых ведомостей о церквях Ейского отдела 1894, 1896, 1906, 1914 и 1916 гг. – выступила начальник архивного отдела А.В. Репиха. Она поведала об истории разрушенных и существующих храмов станиц Екатериновской (ныне Крыловской) и Новомихайловской (ныне Октябрьской) Ейского отдела Кубанской области Ставропольской епархии. Анна Викторовна отметила, что в станице Октябрьской есть памятный камень на месте бывшей церкви, в Крыловской же только предстоит обозначить такие святые места. А.В. Репиха обратилась к представителям районной администрации с просьбой обратить на это внимание и организовать работу по установке таких мемориалов. «В Крыловской отведено и огорожено место под возведение нового храма – будем верить, надеяться и молиться, что церковь в память о наших предках и во имя веры и жизни будущих поколений будет построена», – заключила Анна Викторовна.
Религиозная вера в годы Великой Отечественной войны стала темой доклада корреспондента районной газеты «Авангард», помощника благочинного церквей Крыловского округа Ю.Э. Яковенко.
Основы православной культуры – шанс детей стать счастливыми
Учитель ОПК и ОРКСЭ школы №1 станицы Крыловской Л.И. Милосердова поделилась с участниками чтений своими наблюдениями и опытом преподавания ОПК. «Основы православной культуры – шанс детей стать счастливыми и духовно богатыми» – так назывался ее доклад. Говоря о духовной деградации общества, которое может «превратиться из богоподобного в звероподобное», Лариса Ивановна подчеркнула, что изучение ОПК – это начало приобщения ребенка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Церковью. Мир православия – мир бесконечный, добрый и мудрый. Главное в уроках ОПК – не информирование, а воспитание.
– Очень хорошо при этом применять чтение и обсуждение небольших нравственных рассказов, притч, – пояснила Лариса Ивановна. – Важно, чтобы изучение ОПК было застраховано от принудительности, «обязаловки».
Л.И. Милосердова рассказала о проводимых совместно со Свято-Екатерининским храмом мероприятиях: уроках, встречах, экскурсиях, а также паломнических поездках, посещении с детьми концертов духовной музыки.
– Все это не противоречит светскому характеру образования. Что плохого для школы в этом, если священник придет на урок и познакомит детей с пятой заповедью о почитании родителей, научит благодарить учителей, воздерживаться от скверных слов, расскажет о церковно-государственных праздниках? Этого ли надо бояться школе?
Преподаватель ОПК напомнила о необходимости участия детей в таких конкурсах, как «Святые заступники Руси», «Гренадеры, вперед!», «Красота Божьего мира», а также олимпиадах: «Русь Святая, храни веру православную!» и «Наше наследие».
Необходимо соработничество
Благочинный иерей Антоний Гонтарюк подытожил чтения, подчеркнув, для чего нам сегодня важно говорить на исторические темы, и в особенности – как это относится к педагогам и преподавателям:
– Можно много говорить о том, что не хватает учителей, преподавателей, ресурсов, но вы несете ответственность за то, кем вырастут вверенные вам дети и что будет с нашей с вами любимой Родиной.
Протоиерей Андрей Дашевский акцентировал внимание участников конференции на причинах духовного кризиса, приведшего к тяжелым и печальным событиям столетия.
– Вроде все было благочестиво: православие – титульная религия страны. Но была одна проблема – формальное отношение. И сегодня, дорогие мои, ничего не меняется. Для нас с вами, православных людей, вера ассоциируется с «покрестить» и «отпеть». А на вопрос: «Зачем мы это делаем?» – ответить не можем. Мы привыкли прятаться за формулировку: вера живет у нас в душе. А живет ли она там, находится ли она там? Вера принадлежит сердцу, но если ее не видно в жизни, то там ничего нет. Откуда мы знаем, любят ли нас, любим ли мы? Все просто: если мы готовы проявлять заботу о другом человеке, то значит, мы любим, – привел пример протоиерей, подводя итог: вера должна подтверждаться делами.
Ю. Хитрюк, фото автора.