Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?
Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.
Зачем, если логопед и так занимается с детьми практически ежедневно, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в логопедический час?
Давайте разберемся…
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Занятия с ребенком дома организовать не просто. Необходимо выкроить время (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь картинки по теме, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить. Сам ребенок вряд ли справится. Помощь взрослого необходима!!!
Домашнее задание малыш выполняет в своей рабочей тетради под присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ним занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться и придерживаться знакомых единых требований.
Многие родители считают, что педагог свою работу просто перекладывает на чужие плечи. Это не так!
Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда.
Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что мы не боги, а педагоги.
У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня.
Какие же задания дает логопед на дом?
Их можно выделить в следующие разделы: развитие мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев; массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок; артикуляционная гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.
Следующие задания: на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза; на формирование слоговой структуры слова; лексико-грамматические; задания на развитие связной речи; на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения.
При выполнении домашних заданий необходимо знать и помнить следующее:
1. Домашнее задание в логопедическую тетрадь записывает логопед.
2. Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки.
3. Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
4. При занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
5. Взрослый читает задания ребенку вслух. Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал.
6. Если нет нового задания – повторять старое.
7. Обращаться с логопедической тетрадью бережно и учить этому ребенка. Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать) ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение. Помогайте им, но не делайте работу за них. Выполняйте рекомендации специалистов и спрашивайте у них совета, когда вам что-то непонятно.
Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.
Уважаемые родители! Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.
Т. Кустенко, учитель–логопед МАДОУ № 20 «Ромашка».