Исповедь – то Таинство, к которому чаще всего прибегает человек за всю свою жизнь. Во время него мы получаем прощение всех своих грехов от Бога через молитвенное разрешение священнослужителя – священника. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – учил Сам Господь (Мф. 4:17). Но многие только-только пришедшие в храм люди не знают, как правильно подойти к священнику и исповедаться: что и как говорить, как справиться с чувством стыда предстоящего и страха перед неизвестностью. Потому зачастую они оттягивают момент покаяния в своих грехах, и, как следствие, – момент причащения Святых Христовых Таин. А ведь это самое главное, необходимое для нашего спасения Таинство, и главное богослужение в церкви – это литургия, где совершается преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы.
Не причащаясь, мы отделяем себя от Христа, от главного дара человечеству, ради которого пришел на землю Спаситель, был распят на Кресте и умер, и воскрес. «Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя, еже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов и в жизнь вечную», – эти слова Христа читаются на богослужении в молитве перед причастием. «Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). В первые века христианства все члены общины обязательно причащались каждую неделю. Если христианин не подходил к причастию три недели подряд, то он подлежал отлучению от Церкви. В наше время такого нет, хотя это вовсе не означает, что сегодня можно причащаться намного реже. Просто по немощи нашей попускается менее частое участие в Таинстве, но не реже одного раза в год. Исповедаться без причастия можно, но вот причастию всегда должна предшествовать исповедь. Это правило не распространяется только на детей до семи лет.
Сегодня мы поговорим о содержательной – внутренней – части исповеди. Внешняя сторона – тема следующего выпуска. Итак, первое, с чем сталкиваются многие, это чувство стыда, которое порой не дает нам сказать ни слова вслух у аналоя. Конечно, есть такие грехи, которые произносить вслух постыдно – такой случай описан в житии святителя Василия Великого. К нему на исповедь пришла женщина и, не имея сил сказать, отдала святому бумагу с написанными на ней грехами. Можно прибегать и к такому же средству, если вы не уверены, что вспомните во время исповеди все свои грехи. Но в таком случае все равно придется прочитать список прегрешений вслух.
Исповедь должна сопровождаться искренним покаянием человека и стремлением больше не совершать эти грехи. В исповеди нет места оправданиям, мол, сделал то-то и то-то, потому что… Или «из-за того человека». Иначе исповедь становится самооправданием и осуждением ближних и пользы от нее никакой нет. Поэтому стоит лишь перечислить свои прегрешения, причем не вдаваясь в подробности, если речь о блудных грехах – особенно. Может случиться, что священник попросит уточнить, что имелось ввиду под тем или иным названием, тогда и надо объяснить подробнее. За некоторые грехи священник также может назначить епитимию: это своего рода «исправительные работы» для христианина – усиленный пост, молитва, поклоны, а порой, смотря по степени тяжести греха, – отлучение от причастия на какое-то время.
Как уже стало ясно, к исповеди надо готовиться. Это значит, заранее продумать, что вы будете говорить, или написать список, который зачитаете уже в храме перед священником. Надо иметь решимость к своему исправлению, отбросить чувство ложного стыда и подходить к таинству в покаянном состоянии.
Часто приходится слышать: «А какие у меня грехи? Не убивал, жене / мужу не изменял, а воровать – так все тогда подворовывали, не у бедных же брали, у государства!» И еще: «Так все так грешат! Я даже меньше!» Но массовость греха не оправдывает грешника. Вспомним ветхозаветные Содом и Гоморру. Что же касается того, какие грехи существуют и в каких из них нам надо принести покаяние, то тут надо обратиться к десяти заповедям, данным еще Моисею на горе Синай. Святыми отцами эта тема разрабатывалась подробно и скрупулезно, и до нас дошли примерные списки, которые помогают подготовиться к исповеди. Это, например, «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова). В книге дается не только примерный список греховных поступков, но и перечисляются добродетели, которые противостоят семи смертным грехам – гордости, зависти, чревообъядению, блуду, сребролюбию, гневу и унынию. Это любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость и трезвение.
Что же касается стыда, то об этом читаем у святых отцов: «Бояться срама на исповеди — тоже от гордости; обличив себя перед Богом при свидетеле (священнике), получают успокоение и прощение» (преподобный Макарий Оптинский). Стыд и страх при исповеди спасительны: «Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно. Горел уже ты не раз в огне раскаяния — погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его» (святой Феофан Затворник).
Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел.
Святитель Василий Великий.