Новости

Если вы читаете эту статью, вы уже на правильном пути!

Метки: | | | |


Чтение и «нечтение» наших детей и подростков – сейчас та тема и та проблема, о которой, говоря словами Андрея Малахова, «просто невозможно молчать». Введение в школу ФГОС, новые требования к сдаче ЕГЭ, столько нового, столько «вызовов времени», а дети читают все хуже и хуже, а качество знаний оставляет желать лучшего. Как ребенок может хорошо учиться, легко усваивать материал, быстро выполнять домашние задания, если он еле-еле слоги разбирает? На курсах повышения квалификации из выступления декана одного из краснодарских вузов услышала: «Недавно собирали ученый совет по поводу того, вы не поверите, что некоторые студенты читают с трудом! Решали, что делать…»

Если вы читаете эту статью, то вы уже на правильном пути, значит, в какой- то мере проблема детского чтения вас затрагивает, касается и волнует, а это уже хорошо.

Хочу обратиться к основному руководителю детского чтения – родителям. Казалось бы, кому как не им быть самыми заинтересованными в успешном обучении ребенка. Ведь если ваш ребенок хорошо, быстро и бегло читает, понимает прочитанное, то, конечно же, он будет лучше учиться. Многолетний опыт работы показывает: читающие дети лучше учатся, легче сдают итоговую аттестацию, набирают больше баллов на экзаменах, им по силам попасть в то учебное заведение, которое они выбрали. Как правило, читающие образованные люди становятся успешными во взрослой жизни. И это самый главный, самый весомый аргумент в пользу чтения. Казалось, что может быть важнее для нас, чем успеваемость и успешность ребенка? Но, к сожалению, очень многие совершают большую ошибку, недооценивая уникальную ключевую роль чтения в этом.

Очень часто слышу от родителей: «Когда нам еще и читать, мы и так за уроками сидим по три-четыре часа, а толку нет!» Так его может и не быть. Ведь важно не то, сколько часов вы «просидели», а то, какой от этого результат. А если результата все нет и нет, значит, что-то вы делаете не так. Может быть, у вас неправильный подход к подготовке домашнего задания. Скорее всего, надо посоветоваться с учителем, как облегчить этот процесс, на какие моменты обращать внимание и так далее. А может быть, надо сменить свой тон, убрать крики и раздражительность? Причин тому может быть множество и в них надо разбираться с помощью учителей, психологов или опытных родителей. Они помогут. Но, как правило, невнимание к чтению и является главнейшей причиной неуспешности ребенка, трудности освоения того или иного предмета, плохой сдачи экзаменов… Не может ученик хорошо справляться с программой, если он читает с трудом, не умеет пересказывать. Те родители, которые понимают, что главным ключом к хорошей учебе и развитию является чтение, на правильном пути.

В начальной школе главное наработать с детьми технику чтения, в среднем звене важно суметь удержать их интерес в поле чтения, нарабатывать умение читать и понимать прочитанное, умение высказывать свои мысли по поводу прочитанного. Старшеклассникам никогда не поздно найти свободное время почитать и не только для ЕГЭ и учебы, а может быть и для того, чтобы просто быть образованным человеком, чтобы не произошло с вашим ребенком случая, свидетелем которому я была: парень, пообщавшись с девушкой, сказал: «Ой, тупая! Вообще поговорить не о чем!»

А что нужно для того, чтобы сдвинуть дело чтения с мертвой точки? Во-первых, помните, никогда не поздно начать, главное – делать это терпеливо и постоянно, не теряя ни дня. Месяца через три вы увидите реальные результаты, положительные сдвиги в учебе.

Вот простые подсказки для родителей, желающих помочь своему ребенку:

  • ежедневно слушайте чтение сына или дочери 20-30 минут и затем немножко побеседуйте по тексту, задавая наводящие вопросы;
  • для начальной школы помимо уроков каждый день достаточно от двух до пяти страниц хороших сказок, веселых рассказов, а для среднего и старшего звена не менее10 страниц чтения в день;
  • общайтесь при этом доброжелательно, постоянно хвалите ребенка за чтение, особенно в присутствии посторонних;
  • время от времени надо покупать хорошие книги в дом;
  • неплохо выписывать хороший детский журнал и обязательно его вместе прочитывать;
  • интересуйтесь, какие книги читает ваш ребенок в библиотеке, как часто ее посещает;
  • устраивайте по выходным чтения хороших книг вслух, по очереди с детьми, сделайте это доброй традицией;
  • как можно чаще озвучивайте хорошее, прогнозируйте хорошее, проговаривайте то, что хотели бы видеть в своем ребенке, – так и будет.

Надо, чтобы дети чувствовали ежедневно ваше искреннее внимание к их учебе и чтению.

Что ужасно мешает нам привить у наших детей любовь к чтению?

Категорически нельзя говорить в присутствии ребенка, что он не любит читать. Этим вы программируете его на эту самую нелюбовь.

Никогда не говорите, что вы сами не любили и не любите читать. Прервите замкнутый круг «нечтения»! Даже если вы и не любили, не надо это озвучивать. Пусть ваш ребенок полюбит и достигнет того, чего не достигли вы. Пусть добьется в жизни большего!

Самый главный враг чтения – компьютер, вернее бесконтрольное пребывание за ним детей. Это особая тема для разговора. Хочется сказать лишь то, что, давая детям в руки компьютеры, мобильники, планшеты, мы хотим их развития, а получаем обратный эффект: зависимость, потому что неокрепшая психика не справилась и интерес к учебе и реальной жизни потерян. Теряется и способность общаться с людьми в настоящей жизни. Можно еще сказать и о прямой угрозе здоровью. Потеря зрения лишь самое малое зло из этого. Кажется, мы все забыли, что облучение не кричит, не делает больно сиюминутно, а все-таки медленно, потихоньку подрывает здоровье. Как говорят специалисты, для детей безопасно пребывать с компьютером не более 40 минут в день (и то с перерывом). А ведь некоторые просиживают часами. Не правда ли? Когда же мы поймем, какой вред приносит бесконтрольное общение с компьютерными технологиями?! Заболеваемость растет, агрессивное поведение, злоба процветают. Интересно, сколько еще детей должно совершить агрессивные действия по отношению к своим родителям, чтобы мы, наконец, встрепенулись и поняли, как это опасно, во всех отношениях. По этому поводу есть фильм «Виртуальная угроза». Посмотрите его и вы многое поймете, думаю, наверняка пересмотрите свои взгляды относительно компьютерных технологий и вашего ребенка. Компьютеры – благо, которое надо жестко контролировать. Бесконтрольное же «зависание» детей в сетях не доводит до хорошего.

И нет ничего безопаснее и полезнее для детей, чем старая добрая книга. Давайте вернем чтение в семью, в нашу жизнь, и вы увидите, как все начнет меняться к лучшему!

Н. Павлоградская, библиотекарь СОШ № 6.

Предыдущий материал

Все в игре! Ждем продолжения

В Крыловской стартовал сезон школьной лиги КВН Пять команд открыли новый сезон школьной лиги КВН в Крыловском районе. Первая встреча состоялась на сцене актового зала второй школы, где силой юмора вышли померяться пять команд.

Подробнее

Который год подряд пишут о главном

В Крыловской межпоселенческой библиотеке собрались поэты ЛТО «Элегия» и все те, кто любит поэзию, чтобы вместе отметить Всемирный день поэзии. По словам руководителя объединения Ольги Литвиновой, лучший способ это сделать – читать и слушать стихи.

Подробнее

Особенных детей с каждым годом становится больше

Вопрос организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях обсудили на краевом зональном совещании, которое состоялось в СОШ № 1 станицы Крыловской.

Подробнее

А ну-ка, дамы, сбросим килограммы!

В преддверии Всемирного дня здоровья специалисты Крыловского КЦСОН совместно с работниками Крыловской межпоселенческой библиотеки, активистами районного совета ветеранов и членами спортивно-оздоровительного клуба «Дикая орхидея» провели спортивное мероприятие на территории центрального парка в Крыловской.

Подробнее

Первые строчки Елизаветы

Читательница Октябрьской детской библиотеки Елизавета Тищенко стала победителем в краевом фестивале-конкурсе молодых дарований «Литературный голос Кубани – 2024» в номинации «Мои первые строчки».

Подробнее

Чтобы сохранить, надо знать, что наследуешь

Стали известны итоги краевого конкурса исследовательских работ «Кубань – край 100 народов», который проходил с 28 января по 28 марта этого года. Этот престижный конкурс проводится центром туризма и экскурсий края с целью патриотического воспитания детей и молодежи, сохранения и популяризации исторического, природного и культурного наследия Кубани, а также национальных традиций народов России. Среди призеров – крыловчане.

Подробнее

От антибиотиков и антоцианов до семейных династий

Круг интересов юных исследователей из СОШ № 9 широк В Москве прошел Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», который проводит некоммерческая образовательная организация «Фонд Менделеева». Хорошая новость – школьники нашего района в числе победителей и призеров.

Подробнее

Насколько вы интернет-зависимы

Среди подростков и не только очень распространена интернет-зависимость. Это расстройство в психике, характеризующееся неспособностью человека вовремя выйти из сети, а также постоянным присутствием навязчивого желания туда войти.

Подробнее

Родители сдали ЕГЭ по истории

В СОШ № 2 станицы Крыловской 15 родителей из всех школ района приняли участие во Всероссийской акции «Сдаем вместе». Ее суть заключалась в том, чтобы на себе прочувствовать, что же такое сдача единого государственного экзамена в современных условиях.

Подробнее

«Собеседнику» – 30 лет, и он молодеет

В Крыловской межпоселенческой библиотеке сотрудники, читатели, а также почетные гости собрались по важному поводу – клубу «Собеседник» исполнилось 30 лет. Поздравить юбиляров пришли начальник отдела культуры Дарья Кливитенко, председатель общества инвалидов Наталья Полудницына, председатель территориальной организации «Всероссийское общество слепых» Александр Синяков.

Подробнее