Новости

«Детство: политика, методология, практика»

Метки: |


Е. Андреева, Н. Резник.
Е. Андреева, Н. Резник.
Детский сад в Московской области в поселке «Совхоз им. Ленина».
Детский сад в Московской области в поселке «Совхоз им. Ленина».

В Олимпийском парке, в медиацентре «Олимпийский» Сочи, 20-22 октября 2014 года прошел II Всероссийский съезд работников дошкольного образования «Детство: политика, методология и практика». Основной его целью стало объединение усилий семьи, общества и государства в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области дошкольного образования, выявление новых проблем и определение путей их решения. В работе съезда приняли участие специалисты дошкольного образования из 85 регионов Российской Федерации, почетные гости, ученые, представители бизнеса и родительской общественности. Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования.

В ходе работы I Всероссийского съезда работников дошкольного образования в Москве в сентябре 2013 года был широко обсужден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который осенью 2013 года был принят и начал действовать в 2014 году.

В рамках работы II Всероссийского съезда обсуждались первые итоги введения ФГОС.

Министр образования и науки Краснодарского края Наталия Наумова представила доклад «Региональный аспект реализации государственной политики в сфере дошкольного общего образования».

В течение нескольких дней работали секции, которые проводили представители педагогической общественности и ведущие ученые в области педагогики. Во время съезда для участников провели экскурсию по дос-топримечательностям города Сочи, они посетили выставки спонсоров мероприятия, в рамках которых был представлен широкий спектр продуктов ведущих издательств и компаний, специализирующихся на дошкольном образовании.

Галина Золина: «На сегодняшний день охват маленьких кубанцев дошкольным образованием составляет 72%, и вся эта сеть содержится за счет государства. Конечно, это огромные средства. Но мы считаем, что этот тот самый случай, когда уместно сказать: каждая копейка, направленная на образование, – это не затраты, а инвестиции в человека – те средства, которые в дальнейшем обернутся народным достоянием».

Очереди сокращать, зарплату поднимать

По мнению вице-губернатора Краснодарского края Галины Золиной,  выстраивание единой государственной политики дошкольного образования и введение новых стандартов – это необходимость. Она рассказала, что в Краснодарском крае большое количество детских садов – 1500: регион занимает третье место в стране по их численности. «Конечно, для роста нашего детского населения этого недостаточно, у нас тоже есть очередь, и она тоже существенная», – отметила вице-губернатор.

На пресс-конференции, посвященной открытию форума, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что за 2013 год в системе дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет было создано почти 200 тысяч дополнительных мест. Ситуация с очередью в детсады этой возрастной категории улучшается, но по-прежнему остается тяжелой. Основной задачей для министерства сейчас является обеспечение полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В прошлом году создано дополнительно 400 тысяч мест. У меня нет никаких сомнений, что к 2016 году эта проблема будет решена. По мнению министра, зарплату воспитателям необходимо повышать. «Важно не только создавать новые места, но также обеспечивать постоянное повышение квалификации педагогических работников дошкольного образования. Кроме того, нужно внедрять новый государственный стандарт этого образования, который предполагает улучшение качества работы детских садов. Конечно, размер заработной платы воспитателей должен быть выше, чем нынешний», – добавил он, подчеркнув, что в последнее время частные детские сады приобретают все большую популярность. Только за прошлый год количество детей, посещающих частные детские сады, увеличилось почти в десять раз.

Как отметил министр, у абитуриентов, выпускников школ растет интерес к получению педагогического образования. В педагогических вузах существует конкурс на место, он повышается. Ростовская область и Краснодарский край являются лидерами по уровню развития дошкольного образования. Зарплата педагогов, динамика создания новых мест в системе дошкольного образования, качество работы школ – это все заметно лучше, чем во многих регионах России. 

Завершая пресс-конференцию, Дмитрий Ливанов коснулся темы украинских беженцев: «Ростовская область и Краснодарский край принимали огромное количество беженцев. Там все было сделано для того, чтобы люди максимально адаптировались к новым для них условиям».

При этом вице-губернатор Краснодарского края Галина Золина отметила, что приют на Кубани получили 45 тысяч жителей Донецкой и Луганской областей, 11,5 тысячи детей школьного и дошкольного возраста.

Создать условия для всестороннего развития

Как отметила руководитель Российской академии образования Людмила Вербицкая, на съезде были подведены первые результаты внедрения госстандартов в системе образования. По ее словам, в рамках проведения совещаний проводились дискуссии по вопросам качества современной дошкольной системы образования. Участники съезда обсудили эффективность введения различных методов и программ образовательного процесса, рассмотрели всевозможные модели образования дошкольников. 

Профессиональные педагоги говорили и о системе обучения детей, которые имеют определенные проблемы со здоровьем. В этой связи рассматривалась психологическая подготовка самих преподавателей, которые должны заниматься с такими малышами. Обсуждались и профессиональные стандарты воспитателей. Такое понятие, как «инклюзив», практически неизвестно для нашей системы дошкольного воспитания. По международным стандартам, воспитатели детсадов должны уметь работать даже с теми детьми, которые имеют физические недостатки. Сам детский сад должен полностью быть приспособленным к таким детям, но на практике этого нет у нас нигде. Даже не все крупные города имеют спецдетсады. Что уже говорить о педагогах, знающих и умеющих развивать таких детей, по всей огромной России таковых насчитываются единицы. 

Очередной немаловажной задачей в дошкольном образовании является проблема воспитания и обучения малышей, разных по своей культуре и этническим запросам. Кстати, первыми о ней заговорили воспитатели детсадов в крупных городах России, столкнувшись с детьми мигрантов, не знающих ни русского языка, ни наших культурных традиций, которые для них были и остаются чужими. Лишь недавно разработали некоторые рекомендации по воспитанию этих детей.

Дарить детям детство, а не муштровать к школе

Крыловский район на съезде представляли ведущий специалист управления образования Е. Андреева и заведующая детским садом № 20 Н. Резник, руководитель пилотного ДОУ по внедрению ФГОС ДО в Крыловском районе. О том, как проходило мероприятие, рассказывает Елена Андреева:

– Со всей России на территорию Олимпийского парка приехало около 700 участников. Все было оформлено в кубанском стиле, гостей встречали казак с казачкой, в здании Медиацентра разместилась выставка самых лучших работ из природных материалов воспитанников домов детского творчества и учреждений дополнительного образования Кубани. Особенно интересны были блоки книгоиздательских выставок, проведенных под эгидой Российского книжного союза, и выставок интерактивного и исследовательского оборудования, игрушек, модулей, конструкторов. Все выглядело необычно, и радостно было осознавать, что это все от российских производителей! Любопытно было посмотреть на куб с трехмерным изображением цветка внутри, меняющимся в зависимости от освещения:  ребенок может наблюдать процесс роста растения и его реакцию на свет. Многое из предназначенного для детского пользования, представленного на выставках, было ново и познавательно не только для детей, но и для взрослых. Все соответствовало новому ФГОС, основная идея которого – вариативность используемых в учреждениях игрушек, программ, их полифункциональность.

На пленарном заседании говорили о дошкольном образовании в целом, его обеспеченности детей от трех до семи лет. Десять регионов России достигли 100 процентного показателя в этом вопросе, еще почти 15 регионов – близки к этому. На Кубани, при увеличении числа детских садов, показатель – 84%, еще сохраняется очередь, которая объясняется миграционными процессами, развитыми, пожалуй, как ни в одном другом регионе, и высоким уровнем рождаемости.

Обсуждались не только положительные моменты, но и поднимались проблемы, с какими пришлось столкнуться при внедрении нового ФГОС. Сегодня мы должны заботиться о том, чтобы ребенок прожил свое детство в игре, не должно быть дрессуры. Проще говоря, от детсада совершенно не требуется научить малыша писать либо считать, Однако пока нет уверенности в том, что школы напрочь откажутся от предварительного тестирования первоклашек. Да, ФГОС замечательная вещь, Россия – одна из самых первых стран, в которой введен такой стандарт, но, к сожалению, нет согласованности со школой. Поэтому прозвучало предложение работать дальше, соотнося программы школ и детских садов.

Еще один проблемный момент: мы хотим работать по-новому, но это невозможно сделать в зданиях 80-х годов прошлого века. Значит, надо развивать строительство новых детских садов. На одной из секций слушателям были представлены примеры детских садов, строящихся в Красноярском крае и Ханты-Мансийске, стилизованные под космический корабль, ракету, сказочный замок. Для того чтобы создать эти проекты, в регионах проводили конкурсы. Нас знакомили и с опытом других стран – Германии, Японии. При нашей групповой изоляции, комнатами, заставленными мебелью, у детей мало развита двигательная активность. Ребенок 80-х годов проходил, пробегал шесть километров в день, а сейчас – 500-600 метров, отсюда и низкие показатели здоровья.

Еще одна тенденция, обсуждавшаяся на съезде, – перекладывание своих обязанностей родителями на воспитателей. Новые стандарты строятся так, чтобы родители сами были активными участниками образовательного процесса.

Гость из Норвегии, Нико ван Оуденховен, директор Международного центра инициатив в области детского развития, доктор психологии, изучающий образование во всем мире, говорил о том, что в последнее время у людей ослабла тяга к искусству. Мы  говорим: чтобы быть культурным, учиться музыке, искусствам, нужны большие денежные средства. Ученый привел пример: в одной из стран «третьего мира» бездомные дети из подручных материалов сами делают скрипки, барабаны со звучанием, ничуть не худшим, чем у профессиональных инструментов. Нет желания – вот причина упадка нашей культуры, которая обязана воспитываться в любой системе образования.

Во время секций, диалогов и докладов прозвучала масса интересных вещей. К примеру, почему ребенок должен учиться чтению не в три-четыре года, а в семь лет, почему тот, кто умел читать в три года, в первом классе испытывает сложности. Оказывается, трехлетний малыш читает на уровне заучивания звуков, взгляд у него «бегающий», а у семилетнего взгляд практически «ровный», первоклассник читает, логически думая. Физиологически ребенок меняется, а привычка остается, и перестроиться ребенку сложно. Это доказывается особенностями работы головного мозга при чтении у детей этих возрастов.

Так что съезд прошел не только на высшем уровне, но и интересно, поучительно, познавательно, выявив задачи, стоящие перед работниками дошкольного образования на первом плане, и показав пути их оптимального решения.

Ю. Яковенко.

Предыдущий материал
Следующий материал

«Солнышко» – особенный детсад

Региональный статус «Казачья образовательная организация» присвоен дет-скому саду № 6 «Солнышко» из станицы Октябрьской. Как в детсаду пришли к решению выбрать это направление, рассказала его заведующая Татьяна Манакова:

Подробнее

Кубанские посиделки. «Давайте побалакаем!»

Русский язык богат и многообразен, в нем собрано немало диалектов, характерных для каждой местности. Одним из ярких примеров является кубанская балачка. Знаете ли вы, что означают слова «качка», «зозуля», «чоботы», «цибарка»? Еще полвека назад они были понятны любому кубанцу. А сейчас их значение не каждый пожилой станичник сумеет объяснить.

Подробнее

Малыши слушали рассказы ветеранов, затаив дыхание

В 2023 году Краснодарский край отметил 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Это знаковое событие для каждого жителя Кубани. Тогда же в детском саду № 10 «Колобок» станицы Октябрьской было принято решение в рамках акции «Копилка добрых дел» посещать на дому ветеранов войны и труда, детей войны.

Подробнее

Главные воспитатели – родители

Воспитать ребенка порой целая наука. Многие папы и мамы боятся сделать что-то не так, упустить важное. О том, как избежать первых ошибок в воспитании, нам рассказала воспитатель МБДОУ № 10 Татьяна Качкачова:

Подробнее

Поддержим наших!

В детском саду № 10 станицы Октябрьской прошла очередная акция по сбору гуманитарной помощи. Ее цель – выразить поддержку солдатам, показать, что вместе мы едины, и победа обязательно будет за нами!

Подробнее

Азбука финансов для детворы

Все больше в последнее время взрослые уделяют внимание финансовой грамотности подрастающего поколения. И начинается это уже с детского сада.

Подробнее

Батюшка Федор рассказал детям о Богородице

В детском саду № 6 станицы Октябрьской ко Дню матери-казачки состоялась познавательная и интересная встреча воспитанников и педагогов с протоиереем Михайло-Архангельского храма отцом Федором и матушкой Марией.

Подробнее

10 минут на победу или проигрыш

В СК «Олимпийский» состоялось первенство района по русским шашкам среди мальчиков и девочек 2013 года рождения и младше. За победу боролись воспитанники СШ «Олимп», ученики СОШ № 1 и 2. А самым юным участником стал Максим Петренко из детского сада «Ромашка».

Подробнее

Пусть всегда будет Мама!

26 ноября Россия будет отмечать один из самых теплых и душевных праздников – День матери. Он посвящен самому дорогому человеку в жизни каждого из нас. Мама любит своего ребенка таким, какой он есть, она готова жертвовать для него временем, здоровьем, а если придется – своей жизнью. Она так чувствует и не может иначе. Мама выходит своего ребенка в болезни, прочитает сказку на ночь, первой научит читать и писать. Она никогда не предаст, поддержит в любой беде и не отвернется.

Подробнее

Борщ с пампушкой и вареник, гарбузяна каша – вот любимая пища наша!

Неразрывно с историей родной земли, казачьей историей связаны и кулинарные традиции. К такому заключению пришли в детском саду № 6 станицы Октябрьской, где реализуются программы воспитания казачьей направленности.

Подробнее