Большая часть человечества – праворукие, левшей гораздо меньше, вернее сказать не «левша», а леворукий, потому что абсолютных левшей, то есть людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, очень мало.
Еще в прошлом столетии возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за зрительное восприятие, распознавание предметов по запаху, цвету, а левое – за речевые функции, чтение, письмо, математику, логику. Поэтому левое полушарие называли преобладающим, так как оно управляет правой стороной человека, а правое левой. Из этого следует, что у правшей преобладает левое полушарие, а у левшей – правое. Хотя последние исследования ученых доказывают, что в регуляции движений и правой руки, и левой участвуют оба полушария. Причины происхождения леворукости могут быть разными, ясно одно, что леворукость – это не болезнь, и поэтому нельзя считать, что это какое-то отклонение в развитии ребенка, виновница снижения интеллекта и физического развития.
Часто встречается так называемая семейная леворукость. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворукие, 16% – если один из родителей леворук, и 6% – если в семье вообще не было леворукого. Из своей практики знаю, что некоторые родители старались «переучивать» таких детей при помощи угроз, запугивания, заставляя выполнять все действия правой рукой. Малыши стараются, но это им плохо удается, а взрослые такое поведение расценивают, как каприз, упрямство и наказывают. Были даже «дикие» случаи, когда родители привязывали левую руку к туловищу, чтобы заработала правая рука. Такое грубое вмешательство приводит к негативным последствиям: это неврозы, головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, вялость, плаксивость. Часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны родителей, воспитателей, учителей. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи, постоянная неуверенность в себе, напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим, которое может остаться на долгие годы. «Старания» взрослых, которые хотят облегчить жизнь своему ребенку, могут исковеркать ее, ребенок начинает просто стесняться сам себя, становится не только раздражительным, но у некоторых появляется неврозоподобное заикание, недержание мочи, рвота и так далее.
Как же помочь леворукому ребенку?
Не стоит заострять и подчеркивать эту его особенность, заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Нужно объяснить малышу, что для рисования, письма он будет использовать левую (ведущую) руку и не нужно ему перекладывать карандаш в правую руку, а если он устал – пусть отдохнет. Свет при письме должен падать справа. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таком случае их ведущую руку можно наметить при помощи украшения или браслетика. Леворуким детям полезно заниматься аппликацией, рисованием, которые основаны на ряде чередования элементов. Леворукие дети часто теряют строку, плохо ориентируются в определении клеток в тетради, могут попытаться читать «наоборот» – справа налево, а также наблюдается зеркальность в написании букв и цифр. Ребенку нужно просто напомнить, откуда началось чтение, начать читать взрослому, продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление. Надо терпеливо проводить занятия со своим ребенком и систематично, всего-навсего 15-20 минут в день, всячески ему помогать, не игнорируя индивидуальность малыша.
Успехи леворукого ребенка напрямую зависят от понимания, любви, терпения, своевременной помощи со стороны близких. Хочется напомнить о знаменитых леворуких людях: ими были Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Даль, Эйнштейн, Чарли Чаплин, Пикассо.
Родителям леворуких детей не надо показывать негативное отношение к леворукости: следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникшие у детей, могут быть связаны с этим явлением. Главное, не стоит обучать леворукого ребенка работать правой рукой, настаивать на этом. Леворукий ребенок также уникален и неповторим и может быть тоже знаменитостью и гордостью нашей страны.
В. Чарунова, учитель-логопед МБДОУ № 30.