На мой взгляд, самое страшное в работе школьного психолога, когда перед тобой сидит чья-то мама и плачет… Плачет оттого, что не знает, как помочь своему ребёнку. А ведь многие школьные проблемы начинаются именно потому, что на начальных этапах обучения что-то пошло не так: ребёнок не почувствовал уверенности в своих силах, у него изначально не получилось правильно общаться с учителем или одноклассниками, он не смог справиться с учебной нагрузкой или вовремя не научился подчиняться нормам коллективной жизни.
Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребёнок знает буквы и цифры, значит, к школе он готов. Но это в корне не так. Готовность к школьному обучению должна быть, прежде всего, психологическая. Должны быть достаточно развиты память, внимание, мышление, воображение и речь; сформированы умение взаимодействовать с окружающими людьми и способность регулировать своё поведение в соответствии с правилами. Без этого обучение в школе не будет продуктивным.
Детям, посещающим детский сад, значительно проще. Программа дошкольных учреждений даёт малышу качественную подготовку к школьному обучению. Но как быть детям, которые такой возможности, к сожалению, не имеют? Конечно же, обязательно посещать группу предшкольной подготовки в школе, куда родители планируют отдавать своё чадо. Работая с «домашними» детками, уверенно могу сказать, что это, действительно, необходимо. В то же время занятия в группе предшкольной подготовки должны не начинать подготовку к школе, а продолжать и обобщать развивающую работу, проводимую родителями дома. Больше читайте детям, вместе с ними пересказывайте прочитанное, просите ребёнка составить рассказ по картинкам. Всё это формирует умение строить речевые высказывания, выражать свои мысли словами.
Раскраски и пластилин должны быть спутниками всех детей дошкольного возраста. Раскрашивание способствует становлению зрительно-двигательной координации руки, что крайне важно для письма. Работа с пластилином помогает развить мелкую моторику, что необходимо для становления мышления и речи. Проводя комплексную диагностику всех наших первоклассников, наблюдаю, что иногда в развитии детей есть небольшие «пробелы», которых, при систематической развивающей работе в дошкольном детстве, могло бы и не быть.
Нет ничего страшного, если при поступлении в школу ваш ребёнок не будет знать цифры или уметь читать, гораздо важнее, чтобы уровень его психологического развития позволял ему безболезненно принять новую социальную роль и достойно начать путешествие в мир знаний. Не лишайте своего ребёнка возможности быть успешным. Занимайтесь с ним, развивайте его. Верьте в своего ребёнка! Он – чудо, которое есть только у вас, и вместе вы можете многое!
У. Калинич, педагог-психолог СОШ № 6.