Новости

Казачья доля

Метки: | | |


Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону, Тереке, Урале были обустроены на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая, 400-500 км, полоса степи, тянувшаяся от южных острогов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. А на севере этой полосы находились линии Украинских городов-крепостей Московского государства. Ко времени образования казачьих поселений XV-XVI века эта местность от Волги до Днепра носила название «дикого поля».

Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей кочевников, что вызывало необходимость всегда быть на готовности к отражению неприятельских нападений. Поэтому поселения казаков носили характер укрепленного воинского стана – обносились валом и рвом. Мужчины даже на работу выезжали вооруженными. Женщины и девушки также владели огнестрельным и холодным оружием. Были случаи, когда они в отсутствие мужчин, находившихся в походе, защищали свою станицу от неприятеля. Среди казаков царило полное равенство и на руководящие посты выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами.
Власть на месте представлял войсковой атаман, ограниченный в своих действиях только волею народного собрания, казаков – войскового круга.

Казаки были глубоко преданны своей православно-христианской вере. Московский царь, впоследствии Российский император, признавался казаками как верховная власть. А на свою борьбу с турками, татарами и другими кочевыми народами казаки смотрели как на государеву службу.

Донские казаки с помощью запорожцев в 1637 году взяли турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Но не получив поддержки Москвы, вынуждены были оставить ее. Позже дважды ходили под Азов вместе с войсками Петра I.

Во внутренние дела и жизнь казачьих земель царское правительство совершенно не вмешивалось. Время от времени царь посылал своих послов казакам с милостивыми словами и подарками для войска. Казаки ежегодно по установившемуся санному пути отправляли в Москву большое посольство (свыше ста человек), которое передавало царю ходатайство о нуждах казаков и принимало царское жалованье.

Казачья привольная жизнь, отсутствие крепостного права, возможность добывать богатую добычу в чужой земле привлекало большое количество беглецов из разных частей Московского государства, с чем правительство вело постоянную борьбу.

При Петре I казачьи вольности были значительно урезаны. Казаки сохранили личную свободу, свободу от податей, но зато несли поголовную воинскую повинность. Они приобретали за свои деньги не только белье, обувь, но и воинское обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом, только винтовку казак получал от казны. Благодаря такой системе формирование казачьих полков и батарей обходилось правительству необычайно дешево. Причем оно могло постоянно располагать первоклассной боевой силой, всегда подготовленной, высоко дисциплинированной. Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их деды и отцы. Один получал образование и становился офицером. Образование же другого составляла местная школа. Казаки верили своему командиру.

При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, начиная с семнадцатилетнего возраста до 60 лет. Под предводительством атамана войска донского М.И. Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии.

Тяжесть 60-летней Кавказской войны главным образом легла на плечи казаков.

Казаки не только были военными, но немало казачьей молодежи, начиная со второй половины XIX века, шли в высшие учебные заведения, университеты, политехникумы. Для получения высшего образования правительство представляло льготы их отбывания воинской повинности, а войсковая власть давала стипендии. В высшую школу шли наиболее одаренные и талантливые люди.

Свою многолетнюю многовековую службу Российскому государству казаки завершили поголовным участием в Первой мировой войне в 1914-1918 годах общим числом свыше двухсот тысяч казаков. Список безвозвратных потерь четвертой сотни второго Уманского казачьего полка, которая была сформирована из казаков нашего района, за период с пятого августа 1914 года по 1 мая 1915 года составил 24 человека: из них 12 из станицы Екатериновской, 8 – из Ново-Михайловской, 4 из хутора Казачий. 1 сентября 1914 года в бою в Карпатах у села Бржица погибли: приказный Матвей Хвостик из Екатериновской, казак Марк Мороз из хутора Кугоейский, приказный Иван Кашкаха из Новомихайловской, казак Василий Проценко (это был мой прадед по отцовской линии).

Трагически сложилась в дальнейшем судьба казачества. В казачьи области были направлены вооруженные силы красной гвардии, которые устанавливали советскую власть. Три года велась вооруженная борьба. В 20-м году казаки были раздавлены, многие из них покинули родину. Постановлением ВЦИК 20-го года на казачьи области распространяли действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании, что положило конец существованию казачества как особого сословия. 20 апреля 1936 года ЦИК СССР отметил существовавшие для казаков ограничения, касающиеся службы в Советской Армии. Перед Великой Отечественной войной были сформированы казачьи кавалерийские дивизии, а в ходе войны в декабре 1941 года – и казачьи корпуса, которые наряду с другими кавалерийскими отделениями мужественно сражались с немецко-фашистскими захватчиками.

Н. Майстровский, руководитель клуба «Станичники».

Материал подготовлен по книге Б.А. Алмазова «Слава тебе, Господи, что мы казаки». На снимках: Проценко Василий Демьянович и Анастасия Симоновна (фото 1904 г.); казаки 4 сотни 2-го Уманского полка (фото 1914 г.).

Предыдущий материал
Следующий материал

Награда за личное мужество

Казачество. Валерий Вертий удостоен краевой медали «Атаман Антон Головатый» Награждение нашего земляка состоялось на заседании совета атаманов Ейского отдела Кубанского казачьего войска в станице Каневской.

Подробнее

Все тут: и Афон, и Иерусалим…

Наш корреспондент побывала в Серафимо-Дивеевском монастыре – А почему вы приехали из Краснодарского края в Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской области? У вас на Кубани тоже немало святых мест, – такой вопрос, выражавший недоумение, мне не один раз задавали паломники, с которыми удалось познакомиться. Действительно, почему?

Подробнее

День родной страны для нас, конечно, главный праздник!

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве и важно, чтобы взрослые его поддерживали. День России – символ национального единения, он напоминает, что все несут ответственность за настоящее и будущее нашей Родины.

Подробнее

Пожертвования идут на благотворительность

Все, наверное, помнят, что в Октябрьском сельском поселении на автодороге ФАД «Дон» есть часовня, освященная в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Но далеко не многие знают, что средства, которые жертвуют в ней люди, направляют исключительно на благотворительные цели.

Подробнее

Как быть наследником Победы?

– Бывает, мотоциклисты едут просто прокатиться из точки «А» в точку «Б», мы ехали специально к вам, чтобы пообщаться, поговорить о важном. Наш мотопробег приурочен к 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и празднику Светлого Христова Воскресения. В этом году проходит уже в девятый раз, а на следующий – если Бог благословит – будет юбилейный, – так о мотопробеге «Мы – наследники Великой Победы» рассказал крыловчанам, собравшимся в воскресенье в центральном парке, его участник священник Георгий.

Подробнее

Патриаршая награда

5 мая, в день Светлого Христова Воскресения, епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан возглавил Пасхальную великую вечерню в Успенском храме станицы Павловской, на которой владыке сослужили благочинные округов, настоятели храмов и многочисленные клирики Тихорецкой епархии.

Подробнее

Батюшка Федор удостоен патриаршей награды

5 мая, в день Светлого Христова Воскресения, епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан возглавил Пасхальную великую вечерню в Успенском храме станицы Павловской, на которой владыке сослужили благочинные округов, настоятели храмов и многочисленные клирики Тихорецкой епархии.

Подробнее

Как молиться о пропавших без вести

Один из читателей газеты обратился в редакцию с вопросом: «Как молиться о пропавших без вести?» Настоятель Михайло-Архангельского храма протоиерей Федор Ефименко пояснил:

Подробнее

Почему на Пасху яйца красят в красный цвет

В Свято-Екатерининском храме станицы Крыловской всегда рады встречать молодое поколение. Его настоятель, благочинный церквей Крыловского округа иерей Георгий Ермоленко провел интересную экскурсию для учеников 7 и 10 классов СОШ № 3 и их классных руководителей Марины Катаевой и Ирины Дудченко.

Подробнее

Время еще есть, можно прийти на исповедь

7 апреля Русская православная церковь отметила Благовещение Пресвятой Богородицы. Его великое значение раскрыл в своей проповеди настоятель Михайло-Архангельского храма протоиерей Федор Ефименко:

Подробнее