
Победа в окружном этапе общероссийского конкурса
В Краснодаре завершился II (окружной) этап Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2025 года.
Победу по Южному федеральному округу одержал преподаватель отделения народных инструментов ДШИ станицы Крыловской, руководитель оркестра русских народных инструментов «Лель» Александр Кливитенко.
– От всей души поздравляю Александра Викторовича с заслуженной победой! – написала в своем телеграм-канале министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина. – Спасибо за профессионализм, талант и любовь к искусству, которой вы щедро делитесь со своими учениками. Пусть эта победа станет вдохновением для новых творческих достижений!
К этим словам с радостью присоединятся все ученики и родители воспитанников Александра Викторовича, потому что все они знают, что за этой победой многолетняя кропотливая работа: здесь и ежедневные занятия, и участие в творческих конкурсах, и много того, что обычно остается за кадром.
Конкурс, конечно, был волнительным и ответственным, особенно с учетом того, что принимающий его Краснодарский край несколько лет не выходил в завершающий этап, но впечатления остались яркие, как от праздника. Так об участии в конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств-2025» говорит Александр Кливитенко.
Как и для многих конкурсов, нужно было собрать портфолио о своей работе, представить в нем наработки и достижения, а еще записать видео открытого урока с оркестром. Все сделали в срок, отправили и до поры о конкурсе «забыли»: было еще много интересной работы, а потом каникулы, новый учебный год…
Жюри тем временем внимательно разобрало все материалы и вынесло свой вердикт. В школу пришла новость, что Александр Кливитенко прошел во второй этап и будет представлять Краснодарский край на конкурсе по Южному федеральному округу.
– Творческое соревнование, в котором принимали участие семь претендентов, проходило на базе краснодарского института культуры, – рассказывает Александр Викторович. – У нас было три задания. Первое – самопрезентация. Можно было подготовить видеоматериал, фотоподборку, можно было просто рассказывать. Своеобразная визитная карточка. Десять минут на презентацию, а потом – вопросы от жюри онлайн. Все они были не из нашего округа, чтобы все было максимально честно – знакомых никого. Вопросы были самые разные: не только по презентации, но и по портфолио, открытому уроку и любым темам касательно работы. То есть материал, который предоставили участники, изучили глубоко, и все суммировалось и учитывалось. Волнительно было то, что никаких оценок или баллов нам сразу не ставили, и понять, как ты выглядишь на фоне других претендентов на победу, было невозможно.
Следующим заданием был открытый урок с незнакомым учеником, хором или оркестром. Никаких предварительных встреч или репетиций. У меня был урок с оркестром краснодарской музыкальной школы. Все, что было позволено, созвониться с руководителем и узнать: сколько человек, какого возраста, какие инструменты есть в оркестре, что в репертуаре. На уроке мы с детьми встретились в первый раз. Могу сказать, что ребята волновались не меньше нас, но они были доброжелательно настроены, очень старались. Мы играли пьесу Веры Городовской «Не слышно шума городского». В зале – только технический персонал: ни зрителей, ни членов жюри не было, они смотрели видеотрансляцию в реальном времени.
– Сложнее или проще, когда судейской комиссии рядом нет и делается видеозапись?
– Мне сложнее. Хочется видеть рядом живого человека, его реакцию, глаза. Мне важен контакт. А здесь стоит эта бездушная вещь – камера, и никаких эмоций тебе в ответ: кто по ту сторону, как он тебя воспринимает?
Кстати, эта трансляция появлялась в доступе сразу по окончании урока – ты мог посмотреть на себя со стороны. А еще, пока свои уроки вели другие участники, мы общались, и это очень полезно.
Третье испытание – методический семинар: по итогам своего открытого урока рассказывали о целях и задачах, что и как ты делал, по какой методике.
– И как вы узнали о результатах?
– Кто из нас сколько баллов набрал, не оглашали, наградили всех и сообщили, кто проходит в следующий этап. Вообще, хочется сказать о том, что атмосфера в ходе конкурса была максимально доброжелательная и творческая. Как будто нам постарались эти три дня пребывания в Краснодаре сделать праздником, как мы устраиваем для детей, которые только пришли в школу и у них первые выступления. Нас также все поддерживали, желали удачи, помогали настроиться на успех. Параллельно организаторы интересовались нашим мнением относительно испытаний, можно было поделиться своими замечаниями. На открытие конкурса студенты института представили нам замечательный концерт, еще были экскурсии по вузу и в парк Галицкого. Очень приятно было встретиться с участниками, с которыми уже приходилось соревноваться в 2021 году.
– Теперь предстоит поездка в Москву. Готовитесь?
– Просматриваем материалы с конкурсов прошлых лет, возможно, будет что-то сходное. Там всегда есть место импровизации.
– Желаем успеха на новом этапе конкурса, интересной работы и увлеченных учеников!
Марина Любченко.
