О школе 50-х годов прошлого века от первого лица
Школьные годы оставляют яркие воспоминания на всю жизнь. Важное место в них занимают люди, которые были наставниками и оказали на нас большое влияние. Своими воспоминаниями поделился крыловчанин Владимир Павлович Гирченко.
Школа в зубовском поместье
В первый класс я пошел в 1950 году. Школа находилась в бывшем поместье Зубова, на территории колхоза им. И.В. Сталина. В ней учились дети еще из нескольких хуторов. Мы ходили из хутора, который был ближе к станице и располагался на земле колхоза им. Тельмана. По пути в школу поднимались на Красную гору, где к нам присоединялись дети из хутора Причтового, через речку – хутор Пенза, детвора из которого тоже ходила с нами на занятия.
Здание школы находилось на берегу реки Еи, а на другом берегу были земли и хутор Кущевского района. Тамошние ребята, чтобы попасть в школу, переплывали реку на лодке, а зимой ждали, пока замерзнет река, и ходили на занятия по льду. Первой моей учительницей была Мария Илларионовна (фамилию, к сожалению, уже не помню). В школе работали Варвара Дмитриевна Кишко, ее дочь и зять Тамара Николаевна и Василий Андреевич Мелешко, Григорий Федорович Оробей, Николай Астафьевич Садковский, Иван Емельянович Дубина.
Чтобы попасть на уроки, нужно было прошагать около пяти километров. Обуви и одежды хорошей не было.
Моя мама, Клавдия Акимовна, где-то взяла голенище от старых сапог, и хуторской сапожник мне сшил новые сапоги. Сколько было радости! Сапожки красивые, кремом начистил – сияют.
И вот в весеннюю распутицу пошел я в них в школу, но домой вернулся уже без подошвы, кожа старая была, не выдержала липкой грязи.
Классные отцы и мамы
В 1952 году наша семья переехала в станицу Екатериновскую, и я продолжил обучение в школе № 18 (ныне № 2) во втором классе, где учителем была Александра Никитична Дьяченко. В 5-м классе классным руководителем стал Василий Федорович Федирко, он преподавал у нас английский язык. С каким восхищением я слушал этого учителя, с удовольствием учил язык! Война девять лет как закончилась, а он еще носил военную форму, и нас, мальчишек, это очень завораживало и дисциплинировало. К Василию Федоровичу у меня были особые чувства, он был для меня как второй отец. Я общался с ним всю жизнь. Когда бываю на станичном кладбище, всегда навещаю своего учителя. Географию у меня вела Мария Михайловна Дердунова, русский язык и литературу – Наталья Андреевна Долматова. Математику преподавала Екатерина Васильевна Кошель, которую в 6-м классе назначили нашим классным руководителем. Помню, нас послали на уборку арбузов, в поле отвезли, а назад возвращались пешком, конечно, дурачились, бегали. Екатерина Васильевна очень переживала за нас, но все обошлось.
Уроки на воздухе – лучше не придумать!
В 7-м классе физику преподавал Григорий Тимофеевич Ананенко, он же вел и уроки труда. Кабинет труда находился в здании церковно-приходской школы, на токарном станке мы вытачивали изделия из дерева, изучали слесарное дело, учились работать с напильником. Уроки труда проходили и на пришкольных участках, один располагался рядом с основным зданием, где сейчас площадь перед зданием районной администрации, а второй – на улице Ленина за школьным двором. Уроки проводила Раиса Родионовна Изюмская, мы высаживали различные сельхозкультуры, потом отслеживали их рост и проводили опыты. Нам нравились уроки на воздухе, это была разрядка после нахождения в кабинетах. Для многих поколений Раиса Родионовна была как вторая мать, никогда не повышала голоса, не смотря на наши шалости, всегда спокойно все объясняла и показывала.
Только карта и интонация
После 7-го класса из-за болезни родителей я вынужден был уйти из школы, пошел работать в колхоз. Проработав год, вернулся в школу, но теперь учился уже с ребятами не из своего 9-го класса, а с классом на год младше меня.
Классным руководителем была Капитолина Викентьевна Юшко, учитель химии. Историю преподавал Петр Иванович Юшко. Он так интересно давал материал, что я не только полюбил этот предмет, но и пронес любовь к истории через всю жизнь. Тогда основным источником знаний были учитель и учебник. У Петра Ивановича на уроке была всего одна тетрадка, теперь я понимаю, что это были поурочные планы. Но то, как он увлеченно рассказывал нам об исторических событиях, используя только карту и интонацию голоса, заставляло нас слушать его, затаив дыхание. Объективные причины не позволили попробовать поступить в ВУЗ и стать историком, зато моя дочь осуществила мою мечту.
Забегая вперед, скажу, что вся моя трудовая деятельность связана с Крыловским пищекомбинатом, в советское время было Всесоюзное общество «Знание», которое занималось просветительской деятельностью. Лектором от общества «Знание» на политзанятиях на нашем предприятии был мой учитель истории Петр Иванович. Мне было всегда интересно с ним после занятий еще поговорить, послушать его. После ухода П.И. Юшко на пенсию политзанятия вел у нас Иван Филиппович Боровик, который в то время работал учителем труда в моей школе.
Вернусь к периоду учебы. Директором школы был Дмитрий Трофимович Костенко. Он никогда не кричал на детей, но был требовательным и чутким, мог всегда уместно применить какую-нибудь поговорку. А математику вела его жена Валентина Вениаминовна, строгая учительница. Она любила во всем порядок и от нас его требовала в ответах, написанных на доске, в тетрадях. Учителем физкультуры был Петр Илларионович Большаков.
Наш любимый драмкружок
В 8-м классе русский и литературу вела Вера Антоновна Жосан. Вместе с Варварой Макаровной Иващенко она организовала драматический кружок, в котором участвовали не только учащиеся, но и учителя. В школе занятия были в две смены, поэтому работа кружка, все репетиции проходили вечером в здании школы на улице Ленина. Домой уходили в 22.00, а иногда задерживались, чтобы послушать старшеклассника Александра Арламова, читавшего наизусть все стихи Александра Пушкина и Сергея Есенина. Спустя годы А.А. Арламов стал Заслуженным учителем РФ, кандидатом педагогических наук, профессором кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета.
В школе был огромный зал с большой сценой, это позволяло устраивать массовые показы театрализованных представлений. Тогда вечера встреч школьных друзей назывались праздником «За честь школы», на каждом таком мероприятии обязательно было выступление драматического кружка. Помню, ставили пьесу Николая Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем». Старшеклассник Иван Сусь играл роль Ивана Никифоровича, а я был худой, мне досталась роль Ивана Ивановича. Капитолина Викентьевна пригласила меня к себе домой, чтобы подобрать мне пальто для роли, и в нем я играл на сцене. Участвовал я и в постановках пьес «Сорочинская ярмарка» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». Постановки проходили на русском и украинском языках. Готовилось все коллективно, волновались все.
Кукурузный эксперимент
В 8-м классе у нас уже преподавали машиноведение, мы изучали трактор, комбайн. Преподавал этот предмет Борис Данилович Текучев. В школе работала ученическая производственная бригада, за ней было закреплено поле во 2-ой бригаде колхоза «Путь к коммунизму». Руководителем бригады была ученица Валентина Жаронкина. Вместе с Б.Д. Текучевым старшеклассники сами обрабатывали и засевали это поле.
В то время секретарем райкома КПСС Крыловского района был Иван Ефимович Рязанов. Он выходец из Волгоградской области, но с Кубанью его связали Великая Отечественная война и получение агропромышленного образования. Повышая свое образование в кубанском сельскохозяйственном институте, он писал дипломную работу о выращивании кукурузы кулисным методом (это когда каждые шесть рядов кукурузы чередовались с незасаженной полосой (пар) по всему полю).
И мы участвовали в его эксперименте. Высаживали и убирали кукурузу мы, ученики. Причем убирали вручную, а початки с каждых шести рядов складывали на отдельные телеги.
В тир или на футбол?
В школе были уроки военного дела, вел их В.Ф. Федирко. Нам нравилось заниматься в тире, который находился на улице Ленина. Он располагался в выкопанном в земле котловане, на его базе часто проходили соревнования по стрельбе между школами. Рядом со зданием школы по улице Орджоникидзе был огромный стадион, на котором также проходили различные спортивные соревнования даже районного уровня. Помню, была футбольная команда «Буревестник», в ней играли наши учителя Петр Илларионович Большаков и Иван Федорович Касьян (оба – учителя физкультуры). Вратарем был Аркадий Ефимович Смирнов (его дочь, Наталья Аркадьевна Елисеева, много лет работала учителем истории во второй школе), центральным защитником был Николай Зипунников (отец Татьяны Николаевны Якуниной).
Летом после 8-го класса я вновь пошел работать в колхоз, а осенью пришлось идти учиться в вечернюю школу. Ее директором была Валентина Васильевна Семенова. Мне предложили сдать экстерном за 9-й класс и идти сразу в 10-й. Я согласился. Днем приходил к своим бывшим учителям за заданиями, выполнял их и потом отвечал на оценку. В 1960 году окончил вечернюю школу в один год со своими одноклассниками, с которыми начинал учиться еще во 2-м классе. После этого началась моя трудовая деятельность, но о школьных годах вспоминаю часто и с теплотой.