В семье гордятся подвигом деда.
Старший сержант А.А. Забужанский служил в 4-м ближнебомбардировочном авиаполку, который с первых месяцев войны защищал небо Кубани. В составе одного из пяти экипажей, возвращаясь с боевого задания, из-за погодных условий разбился на территории станции Крыловской.
В этнографическом зале музея Ю.В. Кондратюка хранится копия изыскательской работы жителей Нижнего Тагила Владимира Черкасова и его внука – учащегося 5 класса гимназии № 18 – Владислава Дербышева «Жизненный путь Забужанского Анисима Андреевича, старшего сержанта 41-го ББАП».
Анисим Андреевич Забужанский родился 28 февраля 1916 года на Украине. Его родители – Андрей и Ксения – были родом из крестьянских семей. Семье Забужанских пришлось перенести много невзгод: революция, становление советской власти, гражданская война, коллективизация. Анисим, учась в школе, в свободное время наравне с родителями работал в поле. Он и его сестра Евгения все же смогли закончить 7 классов школы, что в то время для ребят из сельской местности считалось большим достижением.
В 23 года получил медаль «За отвагу»
Анисим вырос крепким, здоровым, смелым. В 1934 году 18-летнего А. Забужанского направляют на одно из ключевых производств того времени – Уральский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского в Нижний Тагил. Там он в совершенстве овладевает профессией токаря-универсала. В этом же году встречается со своей будущей женой Антониной Шишкиной. 11 августа 1935 года они поженились. В 1936 году в семье Забужанских родился сын Модест, а в 1938 г. – дочь Валентина. 2 января 1938 года, за 24 дня до рождения дочери, Анисим Андреевич был призван в ряды Красной армии. Так как он был физически здоровым, крепким, хорошо разбирался в технике, его направили в учебную часть военно-воздушных сил. Воинская часть № 5232 находилась в городе Ржеве Калининской области. Кроме основной специальности – стрелок-радист, Анисим также овладевал навыками управления самолетом. Окончив Калининскую ШМАС (школа младших авиационных специалистов), получил звание сержанта и был направлен для дальнейшего прохождения службы в один из лучших полков военно-воздушных сил того времени – 41-й ближнебомбардировочный авиаполк (41-й ББАП). 30 ноября 1939 года между СССР и Финляндией началась война. За боевые успехи орденами и медалями в полку были награждены 196 человек, еще три летчика получили звание Героя Советского Союза. Забужанский Анисим Андреевич получил медаль «За отвагу».
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 года Антонине Марковне приходили письма, в которых Анисим сообщал, что авиаполк был переброшен в Краснодарский край. В своих письмах он писал, что полон ненависти к врагу, глубоко верит, что враг скоро будет разбит, что сможет снова увидеться со своими близкими. В феврале 1942 года семья получила похоронное письмо, в котором говорилось о героической смерти Анисима Андреевича: «Ваш муж, старший сержант Забужанский Анисим Андреевич, погиб как верный сын социалистической Родины в боях с немецкими оккупантами 20 ноября 1941 года и похоронен: станция Крыловская Краснодарского края во дворе элеватора. Вещи вашего мужа высланы 17 февраля 1942 года по адресу…». Посылка с вещами была получена. В семье до наших дней сохранились письма, справки, документы, фотографии военных лет, рассказывающие об Анисиме Андреевиче.
Два экипажа погибли в один день
А вот как военные события в своей книге «История Кубани и Кропоткина» описывает военный летчик Алексей Анатольевич Пташник: «41-й ближнебомбардировочный авиаполк был переброшен в Кропоткин в августе 1941 года… Именно летчики этого полка первыми из кропоткинцев лицом к лицу встретились с фашистами. В октябре 1941 года, захватив Таганрог, немцы двинули свои танковые армии далее на восток с целью овладения Ростовом-на-Дону… Летчики-кропоткинцы, несмотря на очень сложные погодные условия, наносили бомбовые удары по немецким войскам, их опорным пунктам и огневым позициям, помогали частям нашей 56 Армии сдерживать наступление противника… Возвращаясь после точного бомбового удара по врагу, эту эскадрилью на пути к своему аэродрому постигло несчастье. После сброса бомб по цели эскадрилья вновь перешла на бреющий полет, избежав обстрела зенитной артиллерией противника. За городом Ростовым нижняя кромка облаков стала вновь понижаться, сгустившаяся дымка понизила видимость до нескольких сотен метров. При подлете к реке
Ея в районе станции Крыловской самолеты попали в туман, поднимавшийся с земли и слившийся с облаками. Одно неверное движение штурвалом, и пять самолетов сталкиваются с землей. Летчики погибли.
В оперсводке полка от 22 ноября 1941 года подтверждается, что в районе станции Крыловская были найдены четыре экипажа. В справке перечислены звания и фамилии 12-ти человек, найденных на месте гибели, в том числе экипаж в составе: капитан Шевченко, штурман Сурков, стрелок-радист старший сержант Забужанский. Пятый экипаж в составе: Ченцов, Карамзин, Колосов, согласно этой же оперативной справке, числился пропавшим без вести. И только тело командира, лейтенанта Ченцова вместе с остатками разбитого самолета найдено местными жителями в лесной посадке и захоронено, а затем перезахоронено у Крыловского элеватора. Из собранных документов видно, что Ченцов В.М., Забужанский А.А. погибли в один день – 20 ноября 1941 года, но они были в разных экипажах. Кроме того, уже в 2020 году была найдена информация, что Сурков Евгений Кондратьевич погиб в составе экипажа бомбардировщика в станице Крыловская Краснодарского края.
О. Леонова, по материалу младшего сотрудника музея имени Ю. Кондратюка Н. Майстровского.