Поводом к этому интервью послужило письмо в редакцию от жительницы станицы Новопашковской В.И. Луценко. Женщина рассказывает, что она много лет знает директора СОШ № 8 Гюльнару Гасановну Турсунову. Называет ее человеком дела. У нее творчески проходят уроки химии. И как директор она много сделала для школы. Но, как выяснилось, Гюльнара Гасановна вовсе не планировала жить на Кубани, быть учителем химии и директором школы…
Вот, что она рассказала сама: «Закрываю глаза и мысленно переношусь в свою юность, когда я днем работала лаборантом завода «Синтетического каучука» в Сумгаите, в городе химиков, а вечером училась в Бакинском государственном университете на химическом факультете. Под чутким руководством своего научного руководителя центральной лаборатории завода Симона Соломоновича Щеголева выполнила свою первую научно-исследовательскую работу, собрав модель ректификационной колонны для исследования процесса получения пироконденсата. Несомненно, практические умения и навыки, полученные во время работы в лаборатории, мне очень помогали учиться. Уже тогда я отметила, что знания, которые я добываю сама, дают возможность реализоваться, формируют уверенность в себе, влияют на становление самостоятельной личности, делают краше и понятнее окружающий мир. Я с благодарностью вспоминаю своего научного руководителя, который привил мне любовь к профессии учитель-исследователь».
После окончания университета по специальности преподаватель химии, химик Гюльнара Гасановна вышла замуж и переехала из Баку в Крыловский район. Научно-исследовательской работы в области химии в районе не оказалось. Поэтому вот уже больше двадцати пяти лет Г.Г. Турсунова – учитель химии в СОШ № 8. Ее помощником в школе стала лаборант Валентина Ильинична Луценко.
За все годы работы в школе Гюльнара Гасановна не разочаровалась в выбранном пути. Ей удалось привнести в обычную сельскую школу исследовательские умения, приобретенные за годы работы и учебы в высшем учебном заведении. Возможно, поэтому ее ученики под руководством своего преподавателя на протяжении многих лет с удовольствием проводят исследовательскую работу.
– Вы помните своих самых талантливых учеников? Есть среди них те, кому хорошее знание химии помогло при поступлении в вуз?
– Из числа выпускников хочу отметить учеников-исследователей. Это Екатерина Пузюрина, Дмитрий Харьков, Наталья Жиленко, Денис Лапченко. Исследовательские умения и навыки помогли им не только учиться в высших учебных заведениях, но некоторые уже применяют их в своей трудовой деятельности.
– Говорят, что ваши уроки проходят очень интересно, в нашей газете была даже публикация о вашей ученице. Как вам пригодился опыт научно-исследовательской работы?
– Организация научно-исследовательской деятельности школьников – это серьезная и сложная работа. Для этого требуется, чтобы сам учитель обладал высоким уровнем знаний, владел методами исследования и информационными технологиями и, в целом, желанием углубленно работать со школьниками.
Вовлекая ребят в научную работу, мне очень хотелось, говоря словами выдающегося немецкого ученого Г.К. Лихтенберга, чтобы они научились «стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал». Мои задачи – научить ученика самостоятельно приобретать знания, видеть и решать проблемы на основе выдвижения гипотез, ставить цель, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования. Ребята в этом процессе начинают осознавать свою принадлежность к науке. А это – первый шаг в исследовательской работе и, безусловно, большой, творческий и серьезный труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, ответственность за результаты исследования, происходит самопознание.
Активно осуществлять исследовательскую деятельность со своими учениками я начала с 2007 года. Вовлекаю в работу учеников со 2 по 11 класс с разными способностями. В первые годы было очень тяжело организовать учебное исследование. Школьная химическая лаборатория была слаба оснащена. Имеющееся оборудование оставляло желать лучшего, химические реактивы имелись в малом количестве, некоторых вообще не было. В итоге, первые работы были очень просты.
За последние годы за счет краевых средств удалось улучшить оснащение кабинета химии реактивами и оборудованием для внеурочной деятельности. С учениками нашей школы мы побывали на мастер-классе в Кубанском государственном аграрном университете имени И.Т. Трубилина и заключили с КубГАУ договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве, согласно которому планируем совместные исследования с 1 по 11 классы и проекты по профориентации.
И вот уже на протяжении пяти лет мои ученики занимают призовые места в крае и федерации. Учащиеся работают по моей авторской программе «Методика выполнения качественных реакций при проведении учебно-исследовательских работ по химии».
Возникла необходимость создания в школе научного общества учащихся «Первый шаг в исследовании». А в 2017 г. издан сборник научно-исследовательских работ учащихся СОШ № 8 станицы Новопашковской Краснодарского края.
Приобретен учебно-лабораторный комплекс «Экология» (производство «Унитех» города Томска). На данном модуле провели серьезные научно-исследовательские работы учащиеся 11 класса Элеонора Арутюнян и Максим Строкун. В октябре 2021 года Элеонора стала победителем краевого конкурса научно-практической конференции «Эврика», а Максим одержал победу в краевом этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия – 2030», работа направлена на конкурс в Москву.
В феврале 2021 года Э. Арутюнян представила онлайн свою работу в финале Всероссийского конкурса (имени Д.И. Менделеева) научно-исследовательских работ учащихся, который проходил в Москве. Элеонора награждена дипломом за первое место в финале всероссийского конкурса с вручение золотой медали.
Сначала ребята успешно выполняли научно-исследовательские работы только по химии, а затем и в областях фармакологии, экологии. С 2015 по 2020 год наши ученики неоднократно были удостоены звания «Лауреат ежегодной премии главы муниципального образования Крыловский район «Одаренные дети». Меня награждали благодарственными письмами главы района.
– В каком году вы назначены директором школы, и что удалось сделать на этом поприще?
– В 2015 году начальник управления образования Е.В. Лобода назначила меня директором СОШ № 8. За это время в школе сделано немало: заменили кровлю и асфальтировали школьный двор (спонсорами стали наши выпускники С.П. Юрин и Г.И Мироненко). Капитально отремонтирован спортзал, заменены двери классных кабинетов и линолеум в них. Отремонтировали входы в здание школы. Приобрели новую школьную мебель во все кабинеты и новую плиту в нашу столовую. Закуплена оргтехника. Благодаря поддержке главы района В.Г. Демирова, исполняющей обязанности замглавы по соцвопросам Е.В. Рябович в 2021 году за счет средств депутатов ЗСК заменены оконные блоки.
– Сколько ребят обучается в вашей школе, каких успехов они достигли?
– В этом учебном году в нашей школе обучается 141 ученик. За успехи в учении золотую медаль и аттестат о среднем общем образовании с отличием получали выпускники последних пяти лет. Практически все одиннадцатиклассники поступили в высшие учебные заведения.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (совокупность обязательных требований к образованию) школа реализует программы внеурочной занятости детей. В школе функционируют кружки («Шахматы», «Футбол»). Также СОШ № 8 сотрудничает с ДЮСШ, ДШИ, ДДТ и СДК. Все учащиеся охвачены дополнительным образованием. Ученики 9-11 классов активно участвуют в волонтерском, патриотическом движениях, в различных мероприятиях.
В школе работают 15 педагогов, пять из них – учителя с высшей категорией, четыре – с первой. 11 учителей – выпускники нашей школы. Это удивительные, самоотверженные, творческие педагоги. Именно благодаря им школа продолжает жить, творить, развиваться.
Записала О. Подобная, фото автора.