Рассказ о крыловчанине Александре Викторовиче Суслове хочется начать словами: «Мы приходим, откуда не ждут, в небесах облака раздвигая, нас крылатой пехотой зовут, потому что в бой с неба вступаем», потому что он один из них – «голубых беретов»…
В 1957 году в городе Северо-Задонске Тульской области родился мальчик, назвали которого Александром. Подрос, пошел в школу. Потом был строительный техникум, который он окончил по специальности газоэлектросварщик. Работал на горнообогатительном комбинате в центральных ремонтных мастерских.
В 1975 году его призвали на службу. Попал в десантные войска, в отдельную разведроту. Служил в Каунасе, в Литве.
– Первый год службы проходил под девизом «я не буду больше молодым», – вспоминает с улыбкой Александр Викторович, – потому что было очень тяжело, а второй – «буду вечно молодым». Что такое служба в ВДВ? Гордость и достоинство! Мне повезло, что я попал в эти войска. Во-первых, в детстве занимался спортом. Во-вторых, у меня были водительские права. Из приемного пункта в Каунасе меня распределили в отдельную часть, после которой в военном билете было написано: «Водитель всех марок машин ВДВ». Умел все, только за штурвалом самолета никогда не летал, а так мог управлять любой БМД (боевая машина десанта).
Два года служил в одной части, и мы участвовали в учениях стран Варшавского договора «Щит-76» в Польше. У нас тогда впервые использовался для десантирования самолет ИЛ-76. На нем везли три тысячи военнослужащих и боевую технику. Тогда впервые был использован для выброса десанта боковой люк. Учения проходили сутки. Все небо было в белых куполах. Красота! На платформах сбрасывали технику. Было и такое: на земле стоит УАЗ, на него спускается платформа с БМД, все врассыпную, УАЗ в землю вдавило, но никто не пострадал.
После демобилизации работал сварщиком – стаж 25 лет.
Александр Викторович давно живет в Крыловской. На пенсии занимается хозяйством, кроликами, огородом, выращивает виноград. Есть и занятие для души – голуби. Когда ему в детстве давали в школу 15 копеек, он деньги не тратил. Вместе с другом насобирают три рубля, купят голубей. Птиц украдут, а они снова деньги собирают, чтобы купить новых.
Из истории ВДВ. В январе 1976 года советские десантники совершили то, что не решались сделать их зарубежные коллеги в красных и зеленых беретах. Легендарному «Дяде Васе» Маргелову, создателю ВДВ, это стоило не одного года жизни.
Тогда десантные войска уже научились сбрасывать тяжелую технику – боевые машины и артиллерию – с парашютами практически куда угодно. Но, чтобы техника вступила в бой, десантнику еще надо умудриться приземлиться поблизости, добежать до машины и занять место. Все это съедало драгоценные секунды, убивало эффект внезапности воздушной атаки. Маргелов требовал найти способ десантировать технику вместе с экипажем. Риск огромный, но и выигрыш времени колоссальный. Сорок семь тестовых спусков. Три отказа – машины разбивались из-за несработавшей автоматики, а нужно проводить испытания с экипажем. Командование идею Маргелова рассматривало как «фантазии» и «безответственное прожектерство». Тогда Маргелов заявляет, что уверен в успехе испытаний. В БМД будет выбрасываться его младший сын Александр. 23 января 1976 года было произведено десантирование БМД с экипажем. Старший Маргелов за время выброски выкурил две пачки сигарет без остановки. Под рукой держал пистолет, чтобы застрелиться, если бойцы разобьются. Выброска прошла успешно.