Его дед был лихим казаком, но по иронии судьбы, когда он стал собирать сведения о казаках, оказалось, спрашивать уже не у кого…
Современная жизнь не стоит на месте, она несется вперед со стремительной скоростью. В этой гонке теряется наше прошлое. А без него не может быть ни будущего, ни настоящего. Вот перед вами человек. Но он не один: за ним невидимой стеной стоят его предки, которые так или иначе повлияли на то, кто он есть сейчас.
«Люди за спиной»
17 мая 2021 года в музейной комнате Н.И. Майстровского была представлена книга Григория Петровича Новосельцева и Григория Григорьевича Новосельцева «Люди за спиной». Это огромный труд в 760 страниц в мягком переплете, в котором раскрывается история казачества в России.
На презентации автор рассказал о себе, своей книге, о ее создании. Проблемы, поднятые в ней, показывают, насколько необходимо знать историю предыдущих поколений, историю своей страны и казачества. «Мне больно смотреть на то, как молодежь воспринимает наших предков, на потомков казачьего рода, которые не знают и не хотят знать свою родословную, – говорит Г.П. Новосельцев. – Я не хочу никого оскорбить. Просто была потеряна связь поколений, утеряны традиции и структура общества, начиная с семьи».
Родом из новопашковской
Григорий Петрович родился в станице Новопашковской. Но потом родители переехали в ст. Октябрьскую. Его родители – Петр Григорьевич Новосельцев и Надежда Васильевна Тимошилова (в девичестве Шкорина) – прошли Великую Отечественную войну. Отец – инвалид ВОВ, в 1944 году он остался без одной ноги. Мать во время войны работала в госпитале, награждена медалью в честь победы.
Детство Григория Петровича ничем особенным не отличалось. Он рос обычным мальчишкой. В школу № 6 ст. Октябрьской пошел в 1965 году. Но в первом классе заболел коклюшем и три месяца не мог посещать занятия. Однако учиться продолжал: к нему приходил одноклассник, приносил задания, а в школу отдавал уже готовые.
Переезд в Ростов-на-Дону
В ноябре 1966 года семья переезжает в город Ростов-на-Дону. Первые полгода они жили в доме брата его дяди Николая. Позже родители купили неподалеку домик. Поэтому Григорий рос в окружении родных людей, учился в школе № 57, потом была учеба в техническом училище № 8, где получил специальность слесаря-сборщика. Училище было от вертолетного завода, и после учебы Григорий пошел туда работать. Возможно, это сыграло свою роль в формировании его как личности. Данная работа предполагала большую ответственность: одна ошибка могла обернуться не только поломкой, но и гибелью людей.
Тяга к искусству
В 1977 году Григорий пробует свои силы в иной сфере деятельности: участвует в народном театре окружного дома офицеров. Через год поступает на театральное отделение. Проучился он там недолго: спустя год его отчисляют за профнепригодность. Несмотря на неудачу, Григорий поступает в культпросветучилище на режиссерское отделение, заканчивает его с отличием и устраивается на работу методистом в областное управление культуры. После было еще несколько неудачных попыток поступить в Краснодарский институт культуры и Ростовский государственный университет на исторический факультет. Интерес к истории проявился уже тогда.
В 1985 году Григорий решает вернуться обратно на завод. Там ему дают направление на подготовительное отделение Ростовского института сельхозмашиностроения. Через два года он женится. В браке родились двое детей: сын и дочь. На втором курсе его пригласили в научно-исследовательский сектор института железнодорожного транспорта на должность инженера. Там он проработал пять лет, где приобрел научный подход к исследовательской работе. Позже его перевели в научно-производственную лабораторию при авиаремонтном заводе. Но настал 1993 год, и наука стала никому не нужна. Пришлось искать другое место для применения своих знаний.
От науки – к православию
К тому времени он пришел к вере и регулярно ходил в храм. В этом же году настоятель, протоиерей Алексий Осяк приглашает его работать в храм. Поскольку других вариантов на тот момент не было, он соглашается. Здесь Григорий Петрович близко столкнулся с таким явлением, как возрождение казачества. Казаки оказывали помощь в открытии храма, но жить православной жизнью не хотели. Потом они открыли свой храм, который был освящен во имя Георгия Победоносца. Наш писатель становится пономарем при этом храме.
А не написать ли книгу?
Наряду с этим Григорий Петрович стал собирать информацию о своей семье. Его дед был лихим казаком, отсюда и интерес к казачеству. Но по иронии судьбы пока были живы родст-венники, которые могли что-то рассказать о прошлом семьи, ему это не было нужно. А когда стал искать сведения, то оказалось, что и спрашивать уже не у кого. Пришлось пользоваться противоречивыми и скудными воспоминаниями брата и сестер. Тогда он решил воспользоваться интернетом: набрал в поисковике свои данные, и завертелось: сначала нашел одни сведения, потом другие, стал переписываться с архивами. Постепенно картина стала проясняться. Возникла необходимость общения с людьми для обмена информацией. Для этого были созданы группы в соцсетях. Материала накапливалось все больше.
Встал вопрос: как же все это донести до людей? Вот тогда супруга Марина Петровна и подала идею написать книгу. Дети ее поддержали, а сын Григорий и вовсе стал соавтором. Изначально предполагалась небольшая брошюрка, которая впоследствии вылилась в огромный труд в 760 страниц. Планировали тираж на 25-30 экземпляров для узкого круга друзей и родственников. Но после того, как материалы стали выкладываться в группах ватсап, появились новые знакомые. Один батюшка, пожелавший остаться неизвестным, профинансировал часть тиража. Таким образом, смогли выпустить 100 экземпляров.
Нужно было все упорядочить
Собирая сведения о родственниках, автору пришлось столкнуться с тем, что количество родных увеличивалось, географическая картина их проживания была очень пестрой. Эти регионы в разные исторические периоды были заселены казаками как по имени, так и по роду деятельности. Необходимо было узнать: каково было их мировоззрение, во что они верили, в каких событиях принимали участие. Чтобы это все как-то упорядочить, Григорий Петрович видел только один путь – рассмотреть историю казачества полностью. В процессе работы над своим детищем автор для себя уяснил одну вещь: среди тех, кто занимается возрождением, не все знают историю. Так он показал книгу одному человеку, который по роду деятельности должен был бы знать о казачестве. Тот, раскрыв ее на странице, где говорится об Игнате Некрасове (донском атамане, участнике Булавинского восстания), спросил: «Этот Нек-расов, который поэт?» И это уже не смешно. «Что мы передадим своим детям?» – восклицает автор. Действительно, в наше время мало кто интересуется историей.
Планируется второй выпуск
Тем не менее, материала набралось много. Труд Григория Петровича оказался востребованным, несмотря на то, что в продажу издание не поступало. В настоящее время планируется выпуск второй книги.
В конце презентации исполнением казачьих песен гостей порадовали вокально-инструментальная группа «Гей, спивай, казаки!» (рук. В. Вовк) и ансамбль «Славица» (рук. В. Беспалый).
Н. Скиба.