За первые пять месяцев текущего года в России зафиксировано 3094 ДТП с участием детей-пассажиров в возрасте до 16 лет, в которых погибли 109 и ранены 3559 детей. А за семь месяцев на Кубани произошло 525 дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет (рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 60 ДТП), в них погибли 27 детей (на 10 больше) и 572 получили ранения (на 82 больше). Больше половины дорожных аварий с участием несовершеннолетних произошли с детьми-пассажирами: 265 ДТП, в которых 309 юных пассажиров пострадали и 14 погибли.
Сопутствующими нарушениями стали: нарушение правил перевозки детей – 33 ДТП (40 раненых, четверо погибших); управление транспортным средством без права управления – 25 ДТП (32 раненых; двое погибших) и управление транспортом в состоянии опьянения – 17 ДТП (21 ранен; трое погибших).
Сводки с мирных дорог – как с поля боя, и особенно горько, что речь идет о детских жизнях. Поэтому хочется еще раз напомнить, что, согласно Правилам дорожного движения, перевозка детей в возрасте младше семи лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка. Детей от семи до 11 лет (включительно) – с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту.
Устанавливать удерживающие устройства надо строго в соответствии с руководством по эксплуатации, поскольку бывают случаи, когда дети получают травмы именно из-за того, что кресло было установлено неправильно или было им не по размеру.
Несмотря на то, что ПДД не запрещают перевозить детей старше семи лет, пристегивая их штатным ремнем безопасности, пользоваться этой возможностью желательно только в самых крайних случаях. Так как ремень безопасности рассчитан на взрослого, и в момент аварии ребенок просто может выскользнуть из-под него.
По данным медицинской статистики, дети-пассажиры чаще получают в ДТП повреждения головы и лица, черепно-мозговые травмы и травмы конечностей. Причем 15% этих травм приводят к летальному исходу в результате поражений мозга, позвоночника, массивных кровотечений и переломов.
Поэтому советуем родителям вырабатывать безопасный стиль вождения. Выбирайте адекватную скорость движения, чтобы без напряжения следить за дорожной обстановкой и вовремя реагировать на все изменения. Выбирая скорость, учитывайте конкретные условия: плотность потока, состояние дорожного полотна, погодные условия. Держите достаточную дистанцию от движущегося впереди транспортного средства (безопасным считается расстояние, эквивалентное двум-трем секундам движения с вашей скоростью). Если скорость потока некомфортна (особенно это касается скоростных магистралей), съезжайте в правые ряды. Откажитесь от практики превышать скорость на «нештрафуемые» 20 км/час.
Откажитесь от любых маневров, связанных с нарушением Правил дорожного движения, особенно сопряженных с выездом на полосу встречного движения, а также рискованных маневров, даже если они не запрещены Правилами на данном участке дороги. Не прибегайте к резким разгонам и торможениям. На деле все эти маневры ощутимого эффекта не дают, особенно если вы двигаетесь по населенному пункту. Выиграете максимум пару минут, но стоят ли они того, чтобы рисковать жизнью и здоровьем ваших детей?
Безусловно, когда речь идет о безопасности, важен комплексный подход. Поэтому, уважаемые родители-водители, отправляясь в поездку с детьми на автомобиле, будьте предусмотрительными и осторожными! Четко планируйте маршрут, выезжайте заранее, не торопитесь и соблюдайте правила.
С. Басанец, инспектор по пропаганде БДД.