Новости

Наша речь: от природы или от недостатка культуры?


Стоим в обеденный перерыв на улице Комсомольской с одной знакомой возле дороги. На площадку напротив, расположенную возле магазина, подъезжает машина с открытыми окнами. К ней через пару минут подходит парень и громко на всю улицу «приветствует» знакомого: «Какого … ты тут стоишь?». Дальше между приятелями завязывается разговор, в котором на каждое слово приходилось примерно четыре-пять матерных. Разговаривали они все также громко, их слышала вся улица. Парней ничто не смущало – ни то, что рядом женщины, дети, играющие невдалеке возле детской площадки.

Не выдержала, сделала замечание: «Прекратите материться, вы находитесь в общественном месте!» Один парень засмеялся, другой буркнул: «Хорошо». Стали говорить тише.

Сразу подумала: бедные дети, которые у них будут (или уже есть). Малыши ведь все впитывают в себя, как губка! Если отцы так матерятся, их дети будут делать то же самое сразу, как только начнут что-то говорить.

Мой отец не матерился никогда (во всяком случае при своих детях), но, если заработаешь, мог так словом «приложить» без всякого мата, что мало не покажется. И какие бы оправдательные речи ни говорили в адрес мата те, кто им увлекается, никто и никогда меня не переубедит, что ругаться, как сапожник, – это от природы у русского человека. Ничего подобного! Мат – это от недостатка культуры. Когда жила в Санкт-Петербурге, настолько редко там можно было услышать матерное слово, что стала забывать, как оно гадко звучит.

Как-то слышала, что ученые давно занимаются природой возникновения русского мата и изучают его влияние на жизнь человека. И было установлено, что русский мат очень схож с заклинаниями древних шумеров (это древняя цивилизация, существовавшая на территории современного Ирака до нашей эры). Многие слова были практически идентичны, что навело ученых на мысль о сакральном значении ненормативной лексики. И, как оказалось, они были на верном пути. После долгих исследований выявлено, что матерная брань – это не что иное, как обращение к языческим духам, бесам и демонам. Многие ругательства, которые у нас употребляются по многу раз в день, являются именами древних демонов, а другие – страшным проклятьем, насылаемом в стародавние времена только на головы врагов. То есть ежедневно используя мат, мы сознательно обращаемся к темным силам и призываем их на помощь. Значит те, кто матерится, призывают нечистые силы в свою семью, на себя, близких и детей.

А ведь наши предки так не сквернословили, как современники. Один знакомый рассказывал такой случай. Как-то приехал он с другом к однокурснику в станицу, расположенную в верховьях Дона Липецкой области. Было это в 1982-м году. Мужики там курили, пили, ругались матом, воровство процветало. Знакомый с приятелями как-то вечером тоже купили пива, рыбы, сидели выпивали, болтали. К ним подсела бабушка – ровесница века, было ей за 80, и стала рассказывать:

– Станица у нас была казачья и мы раньше не так жили. Замков на домах ни у кого не было – не воровал никто, потому что все друг друга знали и в Бога верили. Мужики пили редко, только по большим праздникам. Все работящие были. Запойных пьяниц почти не водилось. А если такой и был, его все презирали, никто с ним не общался. Никто не сквернословил – ни мужики, ни бабы. Священника в церкви слушали. Он говорил, вот если кто грешит языком – матом ругается, это один из самых страшных грехов. Таких в аду подвесят за язык и будут они вечно мучиться. И все знали, что пьяницы в Царство Небесное не попадут, им тоже прямая дорога в ад. Все боялись наказания Божия и старались не грешить. А сейчас в Бога никто не верит, потому грешат очень много… А Бог-то Он никуда не делся, Он все видит…

Увы, даже это знание может никак не повлиять на матерщинников. Многие просто отмахнутся. Казалось бы, это не такой тяжелый порок, как пьянство и воровство, однако приклеился ко многим очень крепко. Избавиться от ненормативной лексики, увы, не так-то просто. Хотя для этого нужна, казалось бы, такая малость: чтобы все, кто употребляет мат в своей речи, осознанно перестали это делать. Глядишь, и несчастья в семье поубавятся, если не призывать их матерными заклинаниями на свою голову.

О. Подобная.