Новости

Размышляя над евангельскими страницами…


Приближается Страстная неделя – время переживания событий евангельской истории. Каждый человек, которого волнует личность Иисуса Христа, задается вопросом, что же произошло, почему Христос, принесший в мир новое учение о спасении, оказался не просто непонятым, отвергнутым миром, но еще и позорно распятым на кресте? За что? Эта история волнует тех, кто ищет духовной опоры и не находит ее в мире ложных ориентиров и ценностей. Наверное, тем и привлекательна личность Христа, что отвечает внутренней потребности человека, неудовлетворенного земными, преходящими благами, ищущего высоких идеалов и смыслов.

Эта тема небезынтересна и тем, кто подводит итоги определенного этапа своей жизни, видит и понимает бесполезность и обесцененность того, к чему он стремился и чего достиг. Особую притягательность личности Спасителя придает также и то, что данная им система координат помогает молодому поколению осознать свое место в жизни, выбрать правильные жизненные ориентиры, которые никогда не приведут человека к разочарованию, безвыходной ситуации, а, наоборот, помогут не только достичь поставленной цели в этой жизни, но и дадут перспективу в Вечности.

Важно понимать, что Бог как источник благодати и Творец, держащий в своих руках судьбы всего человечества, через преображение отдельных личностей способен выводить из исторического тупика целые народы. Только не надо думать, что Он должен это делать без нашего участия. Он дает каждому из нас средство и инструмент для изменения своей жизни – возможность покаяния. Спасется только тот, кто покается и призовет в помощь Бога на пути исправления своей жизни. Упование на правителей и какие-то совершенные формы правления без нравственного и духовного очищения народа никогда не приводили к улучшению его жизни, а порой порождали еще худшие формы тирании. Это печальный факт, но зачастую обновление и нравственное очищение нас происходит только через страдание.

Избравшему себе в духовные руководители Христа Он говорит: «Я есмь Истина, Путь и Жизнь». Это также подразумевает и то, что каждому, кто решится пойти за Христом, неминуемо придется пройти тем же крестным путем – к чудесному воскресению из мертвых, по которому прошел Спаситель.

Великий понедельник – начало Страстной недели

Давайте вспомним вместе с вами все, что сделал и пережил Он в последнюю неделю накануне распятия, которая по церковной традиции называется Страстной.

Христос проклинает бесплодную смоковницу: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» Символом бесплодной смоковницы стал не только еврейский народ, отвергший Христа, но и все народы и отдельные лица, отвергнувшие Его и в Его лице – Бога. Затем Он изгнал торговцев из храма: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников».

Великий вторник – последнее посещение храма…

Новаторы духовной жизни в еврейском народе – пророки, провозвестники Божественной Истины, животворное слово которых просвещало, обновляло, спасало людей от крайностей нравственного растления, все они – от Илии до Иоанна Крестителя – стали жертвами первосвященнической или царской власти, народных страстей. Их жестоко преследовали, гнали, убивали. Духовная гениальность встречала вражду против ее носителя со стороны мира, который Он пришел спасать. Причина вражды Синедриона против Христа понятна, так как в Его лице на Землю пришла Сама Божественная Истина: «Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму».

Если мы обратимся к евангельским текстам, то увидим, что Христово учение не от мира сего и зачастую непонятно, так как не совпадает с представлениями человека, живущего по законам «века сего». Некоторые даже говорят, что Священное Писание устарело, и его надо переписать заново, сделав более простым, понятным и доступным современному обывателю. Вряд ли это нужно, потому что оно, в виде неписаных правил, и без того существует в сознании людей, сделавших земное благополучие и личный комфорт целью своей жизни. Для них Спаситель – лишний, Он мешает осуществлять их земные планы теми средствами, к которым прибегли и гонители Христа. Сломать, заставить «самозванца» служить их мелко-эгоистичным целям, а в случае неповиновения изгнать или умертвить, чтоб не путался под ногами. Так думали те, кто распял Спасителя. Ну что еще можно было сделать с человеком, который вдруг непонятно чьей властью исцеляет больных, воскрешает мертвых, опрокидывает столы торговцев и меновщиков в храме, нарушает незыблемые правила иудаизма, где каждый шаг человека расписан буквально и по дням. И вдруг такое – «суббота для человека, а не человек для субботы», что нужно понимать как «не человек для правил, а правила для человека», одним словом, вытворяет бесчинства в их вотчине без их на то высокого благоволения. Какую реакцию может вызвать такое поведение, кроме подозрения, чьей властью Он это делает? Не бесовскою ли? Да еще ест и пьет с грешниками и блудницами, говорит загадками, проповедует Любовь. Кто Он? Не самозванец ли и опасный смутьян, и мятежник, пришедший объединить и освободить народ от оков римского владычества? Они, облеченные во власть, были настолько опьянены и развращены ею, настолько опутаны и скованы соблюдением внешних правил и обрядов, что оказались неспособными ни увидеть в лице Христа Мессию, приход которого сами же проповедовали, ни, увидев, принять Его. Слишком далекими от Него, чужими Ему они оказались. «Пришел к своим, и они не приняли Его». Слишком отличался Он от них: спесивых и чванливых, для которых превыше всего были
власть и земное благополучие.

«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас»

Эта заповедь прозвучала для первосвященников как гром среди ясного неба. Ведь в их обиходе все давно срослось в нужном и выгодном для них порядке, который обеспечивал им личные выгоды и привилегии. О какой любви можно говорить там, где спасение своей шкуры – неписаный «нравственнный» закон?

И как они могли принять Его, чье учение освобождало народ от необходимости прибегать к их услугам, устанавливало новый порядок в отношениях между священством и народом – не подчинения, а соподчинения: «Мой Отец – виноградарь, Я – лоза, а вы – ветви». Где даже сам Сын Божий явлен миру не как надменный князь, а как кроткий и смиренный Царь Небесный. Его стиль общения – братский, тон голоса спокойно-уверенный, все в нем просто и говорит о том, что Он – один из нас. Лишь одно вызывает в Нем неприятие – желание использовать имя Его для своих, земных, корыстных, далеких от спасения души целей. Потому что Бога можно использовать только ради Него Самого, и ни для чего более. Царь этот – друг и брат с небесною душой, абсолютно нищий, не навязывающий силою Свою власть, а кротко предлагающий ее: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Возьмите иго Мое на себя и получите покой душам вашим, ибо иго мое благо, а бремя Мое легко».

Могли ли власти спокойно воспринять Его величие, ведь рядом с Ним сразу обнаруживалась их фальшь. Ведь того, что предложил людям Он, они бы не только не смогли предложить, но и не смогли бы даже помыслить, ибо ум их был пленен и ограничен земными представлениями о благе. Самое большее, на что они были способны, – сделать жизнь рабов более менее сносной, для чего, собственно, и были поставлены, за счет чего и кормились. Христова правда и чистота служили обличением их нечистоты и неправды. Поэтому они и казнили Его. Но, взойдя на крест, Христос умер как человек, а Воскрес как Бог. Тем самым показывая всем нам возможность такой перспективы, если мы станем Его учениками. Своим воскресением утвердив истинную власть над смертью и показав свою Божественную природу: «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?» При этом оставляя за нами свободу выбора: кому поклоняться и за кем идти.

Свет побеждает тьму

В поединке с тьмой свет всегда одерживает победу, потому что тьма – ничто, она только отсутствие света. Также и зло торжествует только там, где не встречает сопротивления добра. И общечеловеческий смысл прихода Бога на Землю в лице Своего Единородного Сына – Иисуса Христа – в том и состоит, чтобы создать Свою Церковь – объединение людей, способных силою Божественной благодати к обновлению и противостоянию духу растленного мира сего. Не зря Он называет Своих учеников «солью земли». Соль – вещество, предохраняющее от растления. И если оно утрачивает свои свойства, ее выбрасывают вон. Так и христиане, если не являются «солью земли», то ни сами не спасутся, ни другим не помогут.

Но роль церкви Христовой и созидание небесной Церкви, о которой сказал сам Спаситель: «Создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее», возможно потому, что у нее нет земных и временных границ и существует она, по слову Христа, «там где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди вас». И обращаясь к тем, кто использует имя Божье для личной выгоды, сказал: «И вам, законникам, горе, ибо налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши, сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, потому и премудрость Божия сказала: «Пошлю им пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят; да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира» (Евангелие от Луки; гл.11).

(Продолжение следует.)

Е. Дорошенко, ст. Октябрьская.