В Крыловском комплексном центре реабилитации инвалидов прошло заседание родительской школы, консультацию провели заведующая отделением психолого-педагогической реабилитации Елена Карданева и учитель-дефектолог Юлия Винярка, которая рассказала об особенностях воспитания детей раннего возраста.
– Семья является для ребенка первой школой отношений с людьми. Залог адекватного развития любых чувств малыша – это его ощущение чувства безопасности, для чего необходимы понимание своего ребенка, его нужд, особенностей и потребностей, способность воспринимать ребенка как равного, как часть вашей жизни, но при этом как отдельную и далеко не всегда похожую на вас личность. У современных родителей сложная задача: достойно содержать семью и при этом уделять необходимое количество времени своим детям.
В этом вопросе серьезная нагрузка ложится и на маму, и на папу, что, в свою очередь, формирует морально-психологический климат семьи. Для нормального развития ребенка ему необходимо общение с обоими самыми близкими людьми. Материнское искусство – создать уверенность в том, что мама всегда рядом, при этом не переходя черту гиперопеки и вседозволенности, а задача отца, особенно в воспитании мальчиков, – вывести ребенка в мир. Важно помнить: отцовское мнение – основа самооценки мальчика. Встречаются родители, которые самоустраняются от полноценного воспитания, но не стоит ждать универсальных советов от специалистов – их просто нет!
Причины сложности процесса развития кроются в устройстве человеческого мозга. Ни один нейрон не заработает, если «не встретится» с объектом внешнего мира. В недрах мозга есть структуры, регулирующие внутреннюю среду организма, причем делают они это без нашего участия, автоматически. Чтобы механизм был состоятельным, его необходимо укреплять с помощью четко организованного режима дня и ритмических движений, рассчитанных на поочередное задействование сторон тела: ходьба, плавание, езда на велосипеде, «игра» на барабане и прочее. Самыми начальными на пути становления психики ребенка являются ощущения, добываемые с помощью анализаторов. Различные прикосновения (поглаживания, похлопывания, прижимания к себе и так далее) обращены к тактильному анализатору. Вкусовые и обонятельные ощущения включают височные доли мозга. Еще более важны для височных отделов мозга слуховые сигналы. Благодаря этому мир становится для ребенка звучащим, это закладывает основы для овладения малышом речью и музыкой. Зрительные впечатления необходимы для созревания затылочных зон мозга. Там расположена зрительная кора. Рассматривая предметы, людей, ребенок учится находить сходство и различие между ними, а затем овладевает способностью мысленно представлять то, что видел. Самое важное, благодаря зрению ребенок связывает мир слов и мир предметов.
Задача взрослых в том, чтобы обеспечить ребенку возможность получения разных ощущений в достаточном объеме. Это и теплые телесные контакты, и разнообразная еда, и картины природы, животные, растения с запахами. Это и разглядывание произведений живописи, и слушание музыки.
Детский мозг устроен так, что все отпечатывается в нем, как печать на листе бумаги. Кажется, что ребенок ничего не понял и не воспринял, а на самом деле это вошло в его мозг.
Кроме того, все увиденное, услышанное, осязаемое, обоняемое он легче может выразить словами. Однако природные задатки у всех детей разные, поэтому разные дети, находясь в одинаковых условиях, проявляют разные способности. В случае отсутствия во внешнем мире стимулов, включающих нейроны мозга, они не заработают вовсе. Самое главное для родителей – осознать свою роль в развитии ребенка. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители увеличивают кругозор ребенка.
Как сказал Гераклит, в одну реку нельзя войти дважды: время невозможно вернуть назад, и отсутствие сегодня времени на своего ребенка не позволит гордиться им завтра, а, возможно, что у него потом не хватит времени на вас.