Новости

Не пора ли стать пассажиром?

Метки:


В прошлом выпуске «Светофора» инспекторы ГИБДД отвечали на вопрос читателя о том, нельзя ли не наносить часть дорожной разметки. Как довод приводилось то, что пожилым водителям трудно в ней ориентироваться. Этот момент вызвал противоречивые отклики наших читателей. Одни говорили о том, что хорошо бы вообще ограничить возраст пребывания человека за рулем автомобиля: «Никогда не знаешь, чего ждать от дедушки за рулем. То поворот забудет включить, то наоборот не выключит, вспомнит о чем-то – перестраиваться начинает невпопад…» Другие – напротив, говорили, что пенсионеры за рулем куда аккуратнее, чем молодежь. Они знают свои слабости и стараются быть внимательнее, да и не лихачат. Так представляет ли угрозу для других участников дорожного движения пенсионер за рулем? Об этом мы побеседовали с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения Светланой Басанец.

– «Пенсионер», в данном случае, термин некорректный, правильнее будет говорить пожилой водитель, – говорит Светлана Николаевна. – Как определить эту категорию? Если обратиться к классификации ВОЗ, к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым – в возрасте 75-89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90 лет и старше. В соответствии с документами ООН и Международной организации труда, пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше.

С точки зрения способности управлять автомобилем важен вопрос угасания психофизиологических функций, что связано со старением организма. Перестройка в органах чувств влияет на индивидуальную работоспособность пожилого водителя, на все характеристики управления транспортным средством. Например, динамическая визуальная острота зрения – способность выделять детали движущегося предмета (это очень важно для водителя) – с возрастом понижается. Одним из наиболее предсказуемых изменений в процессе старения является потеря способности к адаптации при переходе из светлой среды в темную. В этом случае яркий свет фар встречного автомобиля будет представлять для пожилого водителя серьезную опасность. Ему потребуется гораздо больше времени для адаптации при смене освещенности (например, при въезде в ярко освещенный тоннель).

Еще одно характерное возрастное изменение – потеря слуха. Специалисты полагают, что 80% населения старше 65 лет имеют снижение остроты слуха. Той или иной степенью тугоухости страдают 70% лиц в возрасте 70-79 лет, 92% – в возрасте 80-89 лет, 100% – старше 90 лет. Но снижение остроты слуха для водителя не так критично, как потеря зрения.

Функциональные изменения, выраженные в моторике, скелетной и мышечной системе, в работе суставов, снижают активность и подвижность пожилого человека, интенсивность любой его деятельности, в том числе по управлению транспортным средством.

С возрастом замедляются психические процессы, снижается критичность мышления, ослабевает кратковременная память, теряется сохранность долговременной, что, несомненно, сказывается на управлении транспортным средством, влияет на скорость принятия решений в условиях дорожного движения.

Если обратиться к статистике, есть такие интересные данные: с 1990 по 2006 год эксперты Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР) изучали связь между возрастом водителей и количеством аварий. По их мнению, смертность водителей в возрастной группе от 18 до 24 лет (что составляет около 27% ДТП со смертельным исходом) вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста. В России среднестатистическая продолжительность жизни 69-70 лет. Тем не менее, численность пенсионеров, по данным Росстата, достигла 41,3 млн. Удельный вес пожилых водителей в Российской Федерации составляет около 23% (в том числе активных водителей – 12-15%), а ежегодный прирост доли лиц данной возрастной группы в общей массе населения составляет 0,5-0,8%. В 2014 году доля дорожно-транспортных происшествий с участием пожилых водителей в общей структуре аварийности составила всего 8,3%. Если учесть, что население нашей страны стареет, не сложно предположить, что и число пожилых людей, вовлеченных в процесс дорожного движения, будет расти.

Имеет ли смысл законодательно ограничить возраст, как об этом говорили читатели, – большой вопрос. Потому что процесс старения хоть и неизбежен, но у каждого происходит по-своему и зависит от индивидуальных особенностей. Гораздо важнее, на мой взгляд, не количество пожилых водителей за рулем, а уровень культуры на дороге. Агрессивные водители гораздо опаснее, а это качество от возраста никак не зависит.

Предыдущий материал

Каникулы без травм

23 марта начнутся весенние школьные каникулы. Это повод еще раз напомнить о безопасности юных участников дорожного движения. Основными причинами ДТП, в которых дети получают ранения, являются ошибки взрослых: несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу движения, не предоставление преимущества на перекрестках и пешеходных переходах, а также отсутствие родительского контроля за передвижением несовершеннолетних.

Подробнее

Водительские права: что нового

С 1 апреля вступает в силу Федеральный закон № 313 от 10.07.2023 г., затрагивающий изменения в получении водительского удостоверения. Нового много, а главное из него следующее.

Подробнее

Если на наклейке мат

В редакцию газеты обратился водитель, который просил узнать, существует ли наказание за надписи на автомобилях с матерными словами. И рассказал о такой ситуации. В Крыловской на одном из перекрестков рядом с ним остановился автомобиль, на стекле которого была надпись с матерным словом. У водителя остался на душе неприятный осадок, как будто незнакомый человек выругался на него матом.

Подробнее

Когда «чайник» за рулем

338 аварий произошло в прошлом году по вине начинающих водителей В 2023 году Краснодарский край в Южном федеральном округе РФ стал лидером по числу ДТП, совершенных по вине начинающих водителей.

Подробнее

Положены ли страховые выплаты при ДТП без техосмотра?

Один из подписчиков газеты «Авангард» просил выяснить, положены ли страховые выплаты владельцу автомобиля без техосмотра, попавшего в ДТП?

Подробнее

Какие транспортные средства должны проходить техосмотр?

В редакцию газеты обратился один из наших подписчиков с вопросом: «Какие транспортные средства должны проходить техосмотр, автомобили до четырех лет с года выпуска тоже проходят техосмотр?»

Подробнее

«Основная причина всех ДТП – это личная недисциплинированность водителей»

В 2023 году на Кубани отмечен рост аварийности по основным показателям. Это вызвано несколькими причинами, в том числе увеличением транзитного и туристического потоков. Число дорожно-транспортных происшествий выросло более чем до шести тысяч, в них погиб 791 человек. Сообщили об этом в пресс-центре администрации края. А как обстоят дела на дорогах нашего муниципалитета?

Подробнее

Напоминание и профессионалам не помешает

Инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Крыловской Госавтоинспекции Анастасия Широкая проводит встречи с водителями в коллективах. Так, с участием водительского состава 119 пожарно-спасательной части 38 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю проведена профилактическая беседа о Правилах дорожного движения, которые необходимо знать каждому водителю.

Подробнее

Освежите в памяти ПДД

Обязанностям пешеходов посвящен четвертый раздел Правил дорожного движения, в котором предусмотрены практически все ситуации, которые могут возникнуть в процессе их передвижения по дорогам и прилегающим к ним территориям.

Подробнее

Быть пешеходом очень ответственно

Два из упомянутых дорожно-транспортных происшествий произошли с участием пешеходов. Поэтому сегодня хотелось бы сконцентрировать их внимание на безопасности и еще раз привлечь внимание водителей к этой теме.

Подробнее