

В Крыловской межпоселенческой библиотеке состоялась встреча поколений ветеранов Великой Отечественной и афганской войн с учащимися школ №1 и 2. «У каждого участника войны свои дороги, и нет среди них одинаковых, как нет одинаковых судеб», – так начали беседу со старшеклассниками библиотекари Валентина Юшко и Екатерина Исрафилова. С интересом ребята слушали рассказ ветерана ВОВ В.Ф. Леоненко; о том, сколько испытаний в военные годы выпало на женскую долю, рассказала Е.Г. Леоненко, труженица тыла.
Солдаты жаловаться не привыкли
Одной из трагических страниц истории нашей страны стала война в Афганистане. Воспоминаниями о своем боевом пути поделились с ребятами участники войны в Афганистане Ю.В. Панченко и О.Н. Коваленко.
Юрий Викторович Панченко призывался на службу весной 1985 года с территории одной из республик СССР – Латвийской. С рижского сборного пункта почти все попали на службу в г. Лиепая, кроме Ю.В. Панченко. Таких, как он, было всего четверо со всей республики. Куда их определили, они не знали, пока стюардесса не объявила, что самолет, на котором их отправляют служить, летит рейсом «Рига-Запорожье-Ташкент». Вот тогда все стало понятно.
Когда прилетели из холодной Риги, на солдат пахнуло горячим воздухом Узбекистана. На грузовиках отправили в учебный центр в Фергану. Юрий Викторович нес службу в известном многим 345-м парашютно-десантном полку. Три месяца проходили подготовку, потом солдат спросили: есть ли желающие лететь в зону боевых действий. Всем строем сделали шаг вперед… В Кабуле по 10 человек сажали в вертолеты Ми-8 и отправляли в г. Баграм. «Я там на второй день получил БТР, – вспоминает Ю.В. Панченко. – Армия оказалась совсем другой: строевая служба закончилась в Фергане, начались боевые будни. Людей не хватало катастрофически: я был и за механика-водителя, и за оператора-наводчика».
Получилось так, что и Ю.В. Панченко до конца не дослужил. 15 января 1986 года в селении Анава в бою он получил тяжелое осколочное ранение. Через несколько дней лечения в госпитале Баграма раненых отправили в окружной госпиталь 40-й армии Ташкента. «Только летчики, служившие в Афгане, знают, как летали там в то время: мы лежали на носилках, а самолет набирал высоту над взлетной площадкой, летая по спирали, чтоб не сбили, – делится воспоминаниями Юрий Викторович. – Самолет постоянно был в крутом вираже, по полу ездили носилки с ранеными. Когда самолет лег на курс, поняли: должны долететь, собьют навряд ли. В Ташкент в ту ночь прилетело несколько самолетов. Носилки стояли прямо на взлетной полосе, между ними бегали в три часа ночи ребята, такие, как вы,- обращаясь к старшеклассникам, сказал Ю.В. Панченко. – В руках у них были бутерброды и чай».
Только в июле Юрий Викторович смог подняться на ноги. Потом был санаторий и отпуск домой. В советское время многое делалось скрытно, говорить об афганской войне было не принято. Дома знакомые, считая чем-то необычайно интересным и занимательным заграничную военную службу, спрашивали, мол, а бананы-апельсины вы там ели? Приезжали-то загоревшие, вот и думали, что как с курорта…
Обратно на прохождение службы Ю.В. Панченко полетел в начале августа 1986 года, прослужил до 22 декабря, был комиссован: ранение дало осложнение. «Представьте, сколько нас тогда, на взлетке в Ташкенте, было раненых: повернешь голову вправо или влево – конца и края носилкам не видать. Оперировали в спешке, это понятно». Но солдаты жаловаться не привыкли, даже когда болит, думают: ничего, потерпим. Только когда осколки уже начали выходить из старой раны сами, тогда стало очевидно: нужна врачебная помощь. Юрий Викторович вылечился, вернулся на родину – в Крыловский район, где в свое время окончил школу станицы Новосергиевской. «Да, принимал участие в боевых операциях, но вспоминать не хочется, приятного мало», – заключил Ю.В. Панченко.
Орден Красной Звезды – за поимку советника
Олег Николаевич Коваленко после окончания Тбилисского военного училища в 1986 году был направлен в Туркестанский военный округ. «Думал, с чего начинать службу – сам написал рапорт, чтобы направили в место, где «пожарче». Поначалу добровольцев отправили в учебный центр в Ашхабаде: практиковались в стрельбе и в перемещении по скалам. В 1987-м офицера О.Н. Коваленко направили для прохождения дальнейшей службы в Афганистан, в места южнее Кабула.
О.Н. Коваленко попал в противотанковую батарею. «Но так как танков у боевиков не было, мы в основном ходили корректировщиками», – вспоминает Олег Николаевич. Он умел стрелять из любого вида артиллерийского орудия, потому в числе других ходил с разведчиками как сопровождающий. Разведрота за ночь обходила 20 километров вокруг гарнизона. В один из таких выходов советские солдаты поймали советника из Пакистана, за что Олег Николаевич получил орден Красной Звезды.
«Служить было интересно, служба была не такая, как в самом Советском Союзе: делалось только то, что необходимо, ни больше, ни меньше. Не было дедовщины, жили дружно, помогали друг другу, – так отзывается о годах армейской жизни О.Н. Коваленко. – Нас часто обстреливали по ночам: кому положено было по огневому расписанию, занимали огневые точки, остальные как-то пытались спать в убежище. А днем чистили орудия». Два года в Афганистане Олег Николаевич тоже не отслужил: как раз был вывод ограниченного контингента войск. «Сначала вывели ПВО, а потом и те части, что южнее Кабула», – заключил О.Н. Коваленко. Он был свидетелем вывода советских войск, находившихся на территории Афганистана более 10 лет, по мосту Дружбы через реку Амударья – последним 816 метрам, разделявшим войну и мир. Солдат встречали родные и близкие со всего СССР. Последним перешел мост командующий 40-й армией генерал-лейтенант Б.В. Громов. «Жаль, не было с собой фотоаппарата», – вспоминая о том дне, говорит Олег Николаевич. Потом в армии началось сокращение, О.Н. Коваленко уволился, стал работать в милиции – дослужил до звания майора. Сейчас он на пенсии, является членом районного совета ветеранов.
Для гостей на встрече звучали песни в исполнении Ольги Хвостик. На прощание школьники подарили ветеранам цветы.
Ю. Яковенко, фото автора.
