По мнению психологов, забота о собственной безопасности – одна из главных у человека. Почему же за рулем он порой так беспечен? На эту тему рассуждает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД Светлана Басанец:
– В каждом автомобиле предусмотрено такое средство защиты, как ремень безопасности. Это, пожалуй, самое простое из приспособлений, которое призвано сохранить жизнь водителя в случае аварии, но водители им зачастую пренебрегают. Причины при этом называют разные. Эти доводы были проанализированы специалистами, и мы затрудняемся сказать, чего в них больше – логики или эмоций. Вот посудите сами.
Есть водители, которые опасаются, что если их автомобиль в результате ДТП загорится, то они, пристегнутые, не смогут спастись. На самом деле в загоревшемся автомобиле обычно погибает лишь тот, кто от удара потерял сознание. А пожар, как правило, возникает при серьезных дорожных происшествиях, когда вероятность получить тяжелую травму особенно велика. Вот тут-то ремень безопасности и увеличивает шансы водителя остаться в здравом уме, а значит, иметь возможность самостоятельно выбраться из автомобиля.
Есть те, кто полагает, что вылетевшему под действием инерционных сил из автомобиля куда лучше, чем тому, кто останется в нем. Но результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что, находясь в автомобиле, водитель имеет шанс остаться в живых в 10 раз больше, чем «катапультировавшись» из него. И это не случайно. Корпус автомобиля – своеобразная защитная оболочка для водителя.
Другие водители уверены: «Мне не нужен ремень безопасности, потому что я очень силен и в случае столкновения просто упрусь руками в руль». Но как бы нас ни хотели убедить в возможности такого чуда, в жизни происходит иначе. Уже при наезде со скоростью 25 км/час на твердое препятствие тело человека, сидящего в автомобиле, выбрасывается вперед с силой, в пять раз превышающей его собственный вес. При скорости 50 км/ч речь идет уже об усилии в тонну.
Есть те, которые обычно не пользуются ремнями безопасности при движении по загородным дорогам. Просто не верят, что при скорости 60 км/час ремень может чем-то помочь. Действительно, наиболее эффективен ремень при меньших скоростях. Однако даже при скорости 80 км/час гибель водителя, не пренебрегающего ремнем безопасности, очень редка. Кроме того, в большинстве случаев мы успеваем уменьшить скорость перед столкновением. Другие – напротив не пристегиваются при езде по станице, потому что скорость в населенном пункте небольшая. Но следует помнить, что для водителя тяжесть столкновения при скорости 50 км/час без ремня безопасности соответствует тяжести последствий для человека, спрыгнувшего с третьего этажа на асфальт.
Встречаются среди водителей и такие оригиналы, которые просто не могут привыкнуть к ремню, как к любой обновке, или такие, что не терпят ограничений личной свободы. Как бы там ни было, доказано: водитель, пользующийся ремнем безопасности, имеет возможность значительно дольше контролировать управление автомобилем, так как его тело не так сильно бросает из стороны в сторону, что довольно часто бывает в критических ситуациях, и тем самым спасти жизнь своим пассажирам. И если вы настолько равнодушны к себе, то подумайте о других!