Как известно, родители учеников наряду с учителями и детьми являются полноправными участниками школьного учебно-воспитательного процесса. Участниками, которые имеют свои права и обязанности. Работая в школе, Ульяне Калинич приходится сталкиваться со многими родителями: все они разные, и их отношение к школьной жизни детей также отличается. Сегодня педагог-психолог расскажет, надо ли вместе с чадом преодолевать трудности в учебе.
– Приятно отметить, что среди современных родителей немало тех, кто искренне интересуется школьной жизнью своего ребенка, оказывает посильную помощь, сопереживает в неудачах – одним словом, живет жизнью школы. Домашние задания в таких семьях выполняются творчески, участие ребенка в конкурсах и олимпиадах всегда находит поддержку и одобрение родителей, все просьбы и пожелания учителя не остаются без внимания, рекомендации педагогов выполняются.
Если ребенок видит искреннюю заинтересованность родителей, чувствует, что в этом нелегком деле он не один, осознает, что рядом есть люди, готовые помочь справиться с возникшими трудностями, то у него формируется уверенность в своих силах, стремление к новым успехам, не говоря уже о положительном отношении к учебе в целом. Ведь даже нам, взрослым, намного легче преодолевать трудности и решать жизненные вопросы, когда мы знаем, что при необходимости нам помогут, и когда мы убеждены в том, что результат нашего труда для кого-то ценен и значим.
Но, к сожалению, есть те, кто предпочитает самоустраниться от участия в школьной жизни своих чад. Убежденность в том, что если мы одели ребенка и купили ему школьные принадлежности, то сделали все, что от нас требуется, превалирует над искренним желанием и стремлением поучаствовать в обучении, развитии и воспитании ребенка. Деток из семей с подобным мнением видно сразу: нередко их домашние задания не выполнены, часто их портфель не собран должным образом, а внешний вид небрежен и неопрятен. Это пагубно сказывается на их успеваемости и, что самое главное, на стремлении учиться и «расти над собой». Особенно обидно, когда из-за отсутствия должного внимания и помощи со стороны родителей интеллектуальный потенциал ребенка не может раскрыться в полной мере.
Есть родители, которые интересуются жизнью сына или дочери, помогают, сотрудничают со школой, но их позиция в плане воспитания не всегда правильна и конструктивна. Одна из мам как-то сказала: «Я буду защищать своего ребенка, даже если он не прав». Защищать его от оскорблений, клеветы, психологического давления – это одно. Но «защищая» ребенка, оправдывать его неправоту – значит содействовать формированию эгоизма и вседозволенности («Зачем мне выполнять какие-то правила поведения и общественные нормы, если я могу делать то, что хочу, и родители будут на моей стороне!»). Нам, родителям и педагогам, всегда нужно помнить о том, что поведенческие стереотипы и установки, заложенные в детстве, будут сопровождать наших детей всю жизнь. Если школьник научится быть частью коллектива, считаясь с правами и чувствами других людей, у него получится это и во взрослой жизни. Если со школьной скамьи у детей сформируются дисциплинированность в труде, бережное отношение к окружающим людям и ответственность за свое поведение, то эти качества останутся с ними навсегда. Цель у семьи и школы одна – помочь нашим детям стать всесторонне развитыми, настоящими гражданами своей страны. И это – в наших руках!
Ю. Яковенко.