Тема номера: интернет такой полезный и такой опасный
Интернет всё активнее входит в нашу жизнь, значительно расширяя возможности приобретения знаний, опыта, общения. Появляется доступ к огромному количеству различной информации, хранящейся на миллионах сайтов. Интернет может быть прекрасным и полезным средством обучения, отдыха или общения вашего ребенка с друзьями, но может быть и опасным. Доступная информация не всегда полезна для детей, а порой оказывает негативное воздействие, причиняет вред здоровью, развитию, подвергает опасности, делает детей объектом преступления.
В связи с этим проблема обеспечения безопасности несовершеннолетних при использовании ими сети «Интернет» является важной и актуальной для нас, взрослых, требующей постоянной разъяснительной работы с детьми.
Перед тем, как ваш ребёнок начнёт работать на компьютере: установите временные ограничения (в какое время и как долго он может использовать Интернет); договоритесь с ним о том, какие сайты можно посещать без вашего предварительного разрешения; поговорите о сайтах, которые он посещает вне дома; постарайтесь воспользоваться Интернетом совместно с ребёнком, чтобы лично показать ему пример правильного пользования; разъясните основные правила пользования Интернетом, акцентировав его внимание на опасностях, с которыми он может столкнуться в сети; научите ребёнка правильно реагировать в случае, если кто-то его обидел или он получил нежелательный контакт в Интернете. А если ребёнок использует веб-камеру, предупредите его о возможности подвергнуться насилию в режиме онлайн.
Есть случаи, когда злоумышленники устанавливают дружеские отношения с ребёнком для вступления с ним в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребёнка. Общаясь лично, злоумышленник входит в доверие к ребёнку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Расскажите ребёнку об опасности встречаться с незнакомым человеком. Предупредите о том, что не следует делиться личной информацией во время общения с незнакомыми людьми. Нельзя сообщать чужим людям: свой домашний адрес; название школы, в которой учится; электронный адрес; своё настоящее имя (необходимо использовать ник/псевдоним); пароли; показывать свою фотографию.
Если вы разрешите несовершеннолетнему совершать онлайн-покупки самостоятельно, объясните простые правила безопасности: ознакомиться с отзывами покупателей интернет-магазина, проверить реквизиты и название юридического лица – владельца магазина, уточнить, как долго существует магазин, поинтересоваться, выдаёт ли магазин кассовый чек, позвонить в справочную магазина, обратите внимание на правила интернет-магазина. Также объясните ребёнку, что нельзя отправлять много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счётов, пароли, домашние адреса и номера телефонов – администратор, модератор сайта никогда этого не требует.
Вы можете сами определить, есть ли у вашего ребёнка Интернет-зависимость: если он проводит в сети всё свободное время, ничем не интересуясь; отвлечь его от интернета сложно даже поздним вечером; на попытки друзей пригласить его на прогулку отвечает отказом, а если соглашается, то с видимой неохотой – в чате ему интереснее, чем с реальными друзьями; отказывается от еды, чтобы провести больше времени у компьютера; утрачен интерес к ранее любимым занятиям и увлечениям; выглядит утомлённым; ухудшается успеваемость; на запрет доступа к компьютеру реагирует агрессивно – пора бить тревогу.
Обычно появление Интернет-зависимости возникает у детей, не получающих от родителей должного внимания, тепла и ласки, тогда сеть помогает уйти от неприятной реальности и жить в своём выдуманном мире, где всё происходит именно так, как хотелось бы.
Чем на более ранней стадии обнаружена Интернет-зависимость у ребёнка, тем быстрее удастся его переключить с Интернета на реальную жизнь. Необходимую помощь может
оказать психолог, который определит причины появления проблемы и укажет пути выхода из неё.
В. Бабич, специалист УСЗН.