О необходимости ужесточить наказания для пьяных водителей вновь заговорили после нескольких крупных ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии. Сегодня максимум, что грозит водителю, который сел за руль, – это лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ст.12.8 КоАП РФ). Согласно той же статье КоАП, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным такого права, влечет административный арест на срок до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей. Если водитель попался повторно, то он может лишиться прав на три года. Это если он, будучи пьяным, не совершил ДТП и никого не покалечил. Если же по его вине погибли люди, то наступает ответственность по статье «Причинение смерти по неосторожности», по которой максимальное наказание – шесть лет лишения свободы. Но судебная практика свидетельствует, что максимальное наказание выносится крайне редко.
Сегодня в Госдуму внесен пакет поправок в законодательство. Законопроект об усилении наказания за вождение в пьяном виде предлагает санкции в виде лишения прав на три года и штраф в размере 50 тысяч рублей. Если ранее лишенный прав за пьяную езду водитель вновь сядет за руль в нетрезвом виде, то он будет привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы на три года либо приговорен к принудительным работам. В случае гибели в ДТП с участием пьяного водителя депутаты предлагают лишать свободы на срок до 10 лет (сейчас – до семи) с лишением права управления автомобилем на 10 лет, а в случае гибели двух и более людей – до 15 лет (сейчас – до 9) с пожизненным лишением прав.
Кроме того, отказ от медосвидетельствования предлагается наказывать штрафом в размере 50 тысяч рублей с лишением прав на пять лет. Для случаев, когда водитель покинул место ДТП, в котором обошлось без пострадавших, парламентарии могут установить штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. При аварии с пострадавшими штраф составит 50 тысяч рублей с лишением прав на пять лет. Кроме того, депутаты предложили ввести штраф в размере трех-пяти тысяч рублей за езду на велосипеде или мопеде в состоянии алкогольного опьянения.
Почем «пьянка» в других странах?
Вождение в нетрезвом состоянии повсеместно считается одним из самых серьёзных нарушений Правил дорожного движения. Наказание за езду «под мухой» в разных странах сильно отличается. В некоторых государствах за это могут даже казнить. Такое суровое наказание предусмотрено в Китае, если пьяный водитель стал причиной тяжкого ДТП.
Также казнят пьяных водителей в Таиланде, если по их вине кто-то погиб. Эффективный метод борьбы с пьянством за рулем практикуется в Малайзии. Там вместе с водителем арестовывают и его жену. Власти считают, что после того она с удвоенным вниманием будет следить за тем, чтобы её супруг после употребления спиртного не садился за руль.
Не менее любопытно наказание, существовавшее в Японии в конце 60-х годов, которое позволило за короткий срок сократить в два раза число ДТП. Водители, более двух раз в течение года задержанные полицией за превышение скорости или за управление транспортом в нетрезвом состоянии, приговаривались к тюремному заключению на срок от трех до 15 месяцев. Для того, чтобы раскаяние было более искренним, в центре тюремной территории был установлен большой камень, на котором высечены слова: «Я осознал свою вину и обещаю впредь быть добропорядочным членом общества». Каждое утро заключенные, выстраиваясь перед ним и низко кланяясь, клялись исправиться и не повторять своих ошибок.
Японские законы предусматривают очень строгое наказание не только для пьяных водителей, но и для пассажиров, севших в автомобиль с нетрезвым водителем. Каждый совершеннолетний пассажир должен заплатить штраф, эквивалентный трем тысячам долларов, если водитель окажется пьян. Исключение не делается да
же для пассажиров маршрутных и туристических автобусов. Не так давно суд префектуры Сайтама приговорил двоих пассажиров – собутыльников водителя, спровоцировавшего ДТП, к двум годам тюрьмы.
В Канаде недавно вступил в силу новый закон, ужесточающий меру ответственности водителей за управление ТС в нетрезвом состоянии. Если нетрезвый водитель стал виновником гибели человека, ему грозит пожизненное заключение, а не 14 лет тюрьмы, как это было ранее.
В Соединенных Штатах, где, как известно, не только в каждом штате свои законы, но и в разных городах могут быть различные наказания за одно и то же правонарушение, практикуется солидный спектр наказаний за вождение в нетрезвом состоянии. Пьяный водитель рискует заплатить штраф от 30 (если попался за такое нарушение впервые и не создал при движении аварийную ситуацию) до 10 тысяч долларов (если попался в третий раз за 10 лет) или провести за решёткой от 48 часов до шести месяцев. Причем в этом правиле нет исключений даже для звезд и политиков. А пьяному водителю коммерческого транспорта светит пожизненное лишение лицензии: за дальнобойщиками следят строго.
Есть и более «экзотические», но, как утверждают, не менее действенные наказания. В округе Марикопа (штат Аризона) провинившихся автомобилистов обязывают нарядиться в розовые рубахи и помогать могильщикам при похоронах алкоголиков и наркоманов на муниципальном кладбище. В ряде других административных субъектов провинившихся водителей заставляли носить футболки с надписью «Теперь трезвый и чистый» и прикреплять к бамперу стикеры «Замечен в вождении под влиянием алкоголя».
В Европе самые большие штрафы за езду в нетрезвом состоянии установила Великобритания. Тут поездка в пьяном виде обойдется в сумму, эквивалентную 7200 евро. Гораздо дешевле пить в Ирландии – тут пьяные за рулем платят по 1270 евро. Остальные страны Евросоюза установили штраф за такое нарушение на уровне 400-2000 евро. Самой «дешевой» в плане пьянства за рулем является Бельгия: штраф всего 140 евро. Особняком стоят страны Скандинавии. Здесь штрафы исчисляются в процентах от месячного дохода, поэтому богатому человеку могут присудить штраф и в 100 тысяч евро, и даже больше.
Почти везде в Европе штраф дополняется лишением права управления транспортными средствами. Во Франции, кроме того, у пьяниц-рецидивистов могут конфисковать автомобиль. А в Швеции провинившиеся водители обязаны использовать алкозамки и регулярно сдавать анализы, чтобы сохранить свои водительские удостоверения.
В Германии в случае ДТП накажут «за пьянку» даже водителя с 0,3 промилле – и это несмотря на то, что вроде бы в этой стране разрешено управлять транспортном, если количество алкоголя в крови не превышает 0,5 промилле. Кроме того, для начинающих автомобилистов, чей стаж меньше двух лет, а также тех, кому ещё не исполнился 21 год, и для водителей такси никакой «минимальной дозы» нет. Главные трудности поджидают злостных нарушителей (тех, кто пойман в третий раз или тех, кто умудрился сесть за руль, превысив дозу в 1,6 промилле алкоголя в крови) при возвращении прав. Бывшему водителю придется пройти медико-психологическую экспертизу, которую немцы называют «идиотентест». После компьютерных тестов и врачебных осмотров незадачливому автомобилисту психологи будут несколько часов задавать вопросы типа: «Сколько в Германии поворотов» (ответ – «два: правый и левый»). Причем перед сдачей зверского «идиотентеста» нужно ещё пройти специальные курсы за 300-500 евро. А каждая попытка доказать немцам, что ты не верблюд, может стоить до 450 евро.
В Аргентине после того, как водитель попался во второй раз, его лишают удостоверения на год, а если в третий раз, то на всю жизнь.
Во многих исламских странах алкоголь запрещен на государственном уровне, так что пьянство за рулем там – большая редкость. Но если кто-то отважится на это преступление, то он очень сильно рискует своим здоровьем: в ОАЭ, Судане, Саудовской Аравии и Катаре практикуется наказание плетью. Например, в Эмиратах водитель, который в пьяном виде врезался в другую машину, был приговорен к 80 ударам плеткой.
А. Поляков, замначальника ОГИБДД ОМВД России по Крыловскому району;С. Басанец, инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД.