Когда современные технологии мешают учебе и вредят здоровью
Около школы одна мама жаловалась другой: «Не знаю, что делать с дочкой. Совершенно отбивается от рук. Для нее главное – телефон. Переписка, игры… Причем всегда есть оправдание: то она задание не записала, то не может что-то решить, а подружка подскажет, то информацию надо найти какую-то, то задание на телефон в группу учитель скинул из другого учебника». Другая поддержала: «У нас тоже такая проблема. Съехала на тройки, забрали телефон в качестве наказания, так она заявила, что он вообще уже отстой, а ей нужен другой, чтобы нормально заниматься».
Озабочены не только учители и родители
С тех пор как телефоны прочно вошли в нашу с вами жизнь, это действительно стало настоящей проблемой для родителей. Особенно для тех, у кого дети получили аппарат в руки, еще толком не умея говорить. Малыши как-то очень живо осваивают технику – это взрослым надо учиться, а у них все на уровне чутья и интуиции. И если в детских садах пока еще нет телефонов в руках воспитанников, то в школе с первых шагов можно наткнуться на одиноко сидящего ребенка или группу учащихся, увлеченных какими-то действиями с волшебным аппаратом. Отслеживать же, на какие сайты заходят дети, чем они там занимаются, становится все сложнее.
В октябре этого года лидер фракции «Новые люди» Алексей Нечаев обратился к министру просвещения Сергею Кравцову с предложением сделать школы территориями без смартфонов. «Если большинство родителей путем голосования принимает решение об ограничении смартфонов на территории учебного заведения, общеобразовательная организация должна быть оборудована специальными шкафчиками для хранения смартфонов», – говорится в сообщении. Там отмечается, что ученики должны будут использовать телефон только для экстренной связи с родителями. Это поможет им сосредоточиться на учебном процессе и перестать отвлекаться на социальные сети и игры во время уроков.
Надо отметить, что еще 1 января 2021 года вступили в силу Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, согласно которым «для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
Нельзя применять смартфоны во время урока вместо компьютера или планшета в связи с тем, что такие гаджеты имеют маленький размер экрана, что провоцирует напряжение органов зрения и нарушение осанки.
В апреле 2022 года Министерство просвещения России разработало рекомендации по организации образовательного процесса, в которых посоветовало ученикам сдавать телефоны перед входом в школу или класс.
Психологи также предупреждают о неприятных последствиях при использовании смартфонов во время уроков. Специалисты отмечают, что если ребенок во время урока отвлекается на чтение новостей или переписывается в соцсетях, это дает дополнительную нагрузку на мозг и негативно влияет на сосредоточенность. К концу дня ученик может почувствовать сильную усталость, а если после уроков запланированы дополнительные занятия, то от переутомления недалеко и до нервного срыва.
Среди недостатков смартфонов в школе можно отметить то, что дети уделяют им слишком много внимания на переменах. Вместо того чтобы играть и общаться, они «зависают» в играх и соцсетях. Зачастую компания собирается вокруг одного ребенка и смотрит, как он играет в телефон. Назвать это полноценным общением нельзя. Для профилактики подобных случаев хорошо, если педагог предлагает детям какой-либо вариант досуга на перемене. Но будем честны, сработает это только для младших школьников, с теми, кто постарше, этот номер вряд ли пройдет.
Другая проблема, с которой приходится сталкиваться, когда школьник приносит телефон в школу, – социальное неравенство. Обладатели смартфонов последней модели и внушительного ценника автоматически становятся круче, чем те, у кого телефон проще.
Запрет проблему не решит
Однако тотальный запрет на использование любых гаджетов, в том числе и смартфонов, в школе, по мнению специалистов, может привести к обратному результату: мотивация ученика не повысится, а, напротив, упадет. Ведь если запретить телефоны, то получится, что современные технологии могут использоваться только для развлечения, а в школе им места нет. Но ведь именно в стенах образовательного учреждения закладываются основы будущей жизни, формируются определенные умения, почему бы и не воспользоваться теми преимуществами, которые предлагает цифровая эпоха? Согласитесь, что технологии развиваются очень быстро, и сейчас можно выбрать очень хорошие бесплатные или недорогие программы для обучения. Что в этом плохого?
Мировой опыт говорит о том, что телефоны надо не отбирать, а загружать работой во время урока. Если учителю не получается воспрепятствовать цифровой революции, то надо ее возглавить. В помощь ему – образовательные онлайн-платформы, у которых есть мобильная версия.
Допустим, ребенок пропускает урок, потому что заболел. Одноклассники пишут ему тему урока, и школьник может самостоятельно изучить материал в мобильной версии. Или ученик выполнил все задания быстрее одноклассников и теперь скучает. В таком случае можно предложить ему самостоятельно выполнить несколько упражнений через телефон. Глядя на него, другие школьники захотят делать упражнения качественнее и быстрее, чтобы тоже позаниматься на онлайн-платформе.
А как у нас?
Мы побывали в СОШ № 3 станицы Крыловской и поинтересовались, как у них обстоят дела с телефонами на уроках.
Заместитель директора по учебной работе Светлана Гамзатова:
– Нужен ли телефон в учебном процессе? В начальном звене нет. Вся связь идет через родителей, а ребенка он будет только отвлекать. Наша задача – поставить работу, руку ребенка, а потом мы дадим знания по поиску информации в учебнике, библиотеке. В пятых-восьмых классах тоже большой необходимости в телефоне нет. Когда даем задание подготовить доклад или реферат, то отправляем ученика сначала в библиотеку и лишь постепенно приучаем его к интернету. Если говорить о старших классах, у них многое связано с телефоном. Есть учебные сайты. Ребята выполняют задания, делают скриншоты и отправляют их учителю. Много информации добывают и на английском языке.
По договоренности с родителями ученики начальной школы телефоны не носят. В средних классах подростки, с утра их сдают классным руководителям. Кроме того, у нас есть небольшие пронумерованные ящички с ячейками. Туда ученики складывают свои телефоны перед началом урока. Это необходимо для того, чтобы регламентировать учебный процесс, не отвлекаться от него.
Заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Мильбрат:
– В старших классах телефон ученики порой используют как средство трансляции, когда по ссылке можно участвовать в вебинарах. Много разных диктантов, которые проходят посредством интернета. Но все это преимущественно проходит во внеурочное время. Но и дома лучше это делать не в телефоне, а использовать компьютер: экран больше и меньше нагрузки на глаза. В школе использование телефона по нашему положению запрещено. Надо сказать, что часть родителей считают, что они детям вообще не нужны, особенно в начальных классах, но те их требуют, мотивируя тем, что им нужно заниматься, а без смартфона никак. Сами же много времени уделяют именно играм. Отследить во время учебного процесса играет ребенок или нет сложно, поэтому мы и пошли на то, что телефоны начали забирать. Хотя прекрасно осознаем, что это полезное достижение человека: без труда можно быстро с кем-то связаться, найти нужную информацию. А дома уже задача родителей следить за тем, чтобы телефон использовался во благо. Это можно сделать через установку специальной программы, отслеживать использование трафика – сколько потрачено и куда. Здесь все должно быть по принципу: доверяй, но проверяй. Хочу только добавить, что в школе во время учебного процесса наличие телефона мы не требуем. На уроках все прекрасно справляются и без них.
Споры о смартфонах в школе не утихнут еще долго. Но проблему надо решать. С этим согласны и учителя, и родители. Только как? Во Франции, например, принят закон, запрещающий использовать телефоны в школе. Но перед этим там была реализована программа «Ноутбук каждому школьнику».
Что можно сделать у нас? Как вы думаете, уважаемые читатели?
Звоните по тел. 31-9-31, делитесь мыслями.
Ольга Федина.