Задача воспитателей – закрепить полезное и научить новому
Приучать заботиться о своем здоровье нужно с детства. Конечно, самые первые уроки ребенок получает в семье. Он копирует поведение отца, матери, братьев-сестер, дедушки с бабушкой. Дальше малыш идет в дошкольное учреждение, где задачей воспитателя становится закрепление уже имеющихся полезных навыков и привитие новых.
Под надежным присмотром
В селе Шевченковском в 2017 году на базе СОШ № 4 открылись дошкольные группы: младшая группа «Солнышко» (от 1,5 лет до 4) и старшая подготовительная «Радуга» (от 4 до 7 лет). Всего их посещают 44 ребенка.
Коллектив здесь молодой, дружный. Весь день малыши находятся под надежным присмотром своих воспитателей: Н.Н. Кайсиной, В.В. Баршадской, Т.В. Яровой. Им помогают младшие воспитатели А.Ю. Чирва, Л.С. Шиман и Н.А. Балабуха. Они ответственно относятся к своей работе. К каждому ребенку нужно найти свой подход, расположить его к себе. С теми детками, кто уже давно посещает сад, немного проще. Когда утром их приводят родители, по внешнему виду малыша воспитатели уже видят, в каком он настроении. А вот к тем, кто только вливается в коллектив, приходится присматриваться, чтобы в дальнейшем подобрать к нему правильный подход.
Каждый день здесь начинается с проверки температуры, учитывая эпидемиологическую обстановку. Перед завтраком все обязательно делают зарядку.
Мальчикам – машинки, девочкам – посуда.
В младшей группе малышей учат азам социального общения и личной гигиены. Помыть ручки перед едой и после нее – обязательное правило, не поддающееся обсуждению. Для этого в туалетной комнате расположены маленькие, словно игрушечные раковины, за которыми детям удобно мыть руки. Сам процесс им очень нравится: намылить до пушистой пены, пока не появятся пузырьки, а потом смывать все это теплой водой.
Занятия в основном проходят в игровой форме. Так малыши лучше воспринимают информацию. Все детки активные, подвижные и любознательные, обожают игры. Мальчишки больше предпочитают собирать пирамидки, строить из кубиков, возиться с машинками. Девочки как будущие хозяюшки выбирают детскую посуду, делают прически как себе, так и своим воспитателям. Последним надо отдать должное: не каждый согласится доверить свою шевелюру на детские эксперименты, пусть и в воспитательных целях. Большим спросом среди юных барышень пользуется, так называемая, игра в ресторан или кафе. Воспитателям и одногруппникам предлагается посетить импровизированное заведение, где маленькие официантки разносят на подносах крошечные чашечки «с чаем» и тарелочки «с блюдами».
От математики до музыки
В старшей группе занятия посложнее. Здесь начинается уже дошкольная подготовка. Дети учат буквы, цифры, стихи, перессказывают сказки. Очень любят ребята занятия физкультурой, рисование, работу с аппликацией, лепку из пластилина. А вот счетом и развитием речи занимаются менее охотно.
Кроме того, преподаватель Крыловской ДШИ Т.Н. Кучеренко проводит с ними занятия по музыке. Для более комфортного обучения в прошлом году администрацией школы были приобретены музыкальные инструменты: барабан, ксилофон, деревянные ложки, треугольник, кастаньеты, трещотки.
О здоровом питании с детства
Большое внимание здесь уделяют здоровью: проводятся соревнования среди воспитанников, дни здоровья. Одним из аспектов здорового образа жизни является физкультура. У детсадовцев она идет три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. В теплое время года занятия проводятся на улице, зимой – в теплом спортзале. Для этого имеется все необходимое: скакалки, мячи, обручи и многое другое. Дети разучивают новые упражнения, согласно разработанному плану.
Им рассказывают о здоровом питании. С воспитанниками младшей группы это в основном дидактические игры по типу «съедобное-несъедобное». По ходу игры называется слово и маленькому участнику бросают мяч, а он должен его поймать или оттолкнуть, в зависимости от названного предмета. Таким образом ребенок усваивает, что можно употреблять в пищу, а что нет.
В старшей группе детки уже более сообразительные, поэтому с ними проводят беседы о здоровой и вредной еде, готовят презентации по тематике.
Все в игровой форме
Очень сложно бывает донести до ребенка смысл слов «нельзя», «плохо и хорошо». У детей в этом возрасте сразу следует вопрос «почему». Воспитатели стараются объяснить, показать. В младшей группе все ответы дают в игровой форме. Ребенку этого возраста недостаточно просто сказать, что так нельзя или что это плохо. Ему нужно показать, что будет, если поступить иначе. В дошкольной группе беседы носят более серьезный характер, так как дети уже готовятся к школе и понимают гораздо больше. Но в основном это все та же игровая форма.
Свою сложность в работу воспитателей вносит разновозрастной характер групп. У каждого возраста свои особенности: кто-то уже понимает, что от кого требуется, кому-то еще нужно разъяснять. Но воспитатели стараются уделить внимание каждому.
В школу – без страха
Дошкольные учреждения – это очередная ступень на пути к школе. Здесь готовят детей к изменениям условий жизни, а если говорить точнее, без страха идти в школу. Ребенок учится правильно вести себя в коллективе, общаться со сверстниками.
– Многие дети, впервые придя в группу, поначалу пугаются, так как дома они находятся в привычной для них среде, а здесь все новое, другое, – рассказывает старший воспитатель Н. Н. Кайсина. – Ребенку сложно быстро себя перестроить. А теперь представьте, что он минует детский сад и сразу идет в школу. Тут к смене обстановки добавляется еще и необходимость учиться. Для него это тяжело. А у нас он привыкает к обществу, к группе, и потом ему будет легче освоиться в классе.
Детей нужно любить
Сейчас Надежда Николаевна не может вспомнить, почему остановила свой выбор на этой профессии. Просто на тот момент другие специальности почему-то не рассматривались. Уже в процессе прохождения практики, а позже работы она поняла – это именно то, что ей нужно. По ее мнению, чтобы работать с детьми, их нужно любить. И она их любит. И не только она, а весь небольшой коллектив этого маленького детсадовского мира. И это чувство взаимно. Дети с удовольствием сюда ходят. Если случается так, что ребята долго не посещают садик, то, приходя снова сюда, первое, что они произносят: «Ура! Мы за вами соскучились».
Н. Скиба.