Новости

Основой ее жизни стали труд и семья


Основой ее жизни стали труд и семья
“”
Основой ее жизни стали труд и семья
“”

У девушки, окончившей бригадирские курсы, были большие планы, но…

Родилась Тамара в семье вепсов. Это малочисленный народ финно-угорской языковой группы, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях.

В апреле 2006 года вепсов внесли в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В 2009 году вепсский язык включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира.

Семья Тамары исконно проживала в Сарозеро – красивой деревне Ленинградской области. Деревня стояла на холме среди трех озер в нетронутых лесах южной Карелии в 330 км от Ленинграда. По воспоминаниям Тамары Федоровны, это была небольшая деревушка, состоящая из 20 деревянных изб, которые не огораживались и не замыкались. У селян были небольшие огороды, где они выращивали овес и просо, коноплю и лен, и, конечно же, основной продукт питания – картошку. Деревню окружал смешанный лес.

В книге записей актов гражданского состояния о рождении 4 февраля 1941 года Озерского сельского Совета есть запись: «Прокопьева Тамара Федоровна родилась 17 января 1941 года. Родители: отец Прокопьев Федор Егорович, мать Етоева Мария Михайловна». Жили они в семье дедушки Михаила Алексеевича, в которой было девять детей. В первый год войны на фронт призвали дедушку и двух его сыновей. Взяли в армию и ее отца.

Были лепешки из мха и картошки

В войну было голодно. Ранней весной вместе с соседскими ребятишками Тамара ходила на колхозное поле, собирала мерзлые клубни картошки. «Бывало, шли на поле ввосьмером, – вспоминает Тамара Федоровна, – а возвращались вшестером – остальные подрывались на немецких минах». Бабушка Марфа Алексеевна посылала внучку на болото рвать мох, который сушили на русской печи, толкли в большой деревянной ступе, просеивали. Вымытую оттаявшую картошку бабушка смешивала с полученной мукой из мха и лепила лепешки, которые пекла в русской печи. Ну, а если туда еще добавляла отрубей, у лепешек появлялся запах хлеба.

Их большая семья жила в деревянной избе. Посреди большой комнаты стояла русская печь, а под стенами – деревянные лавки. Спали на полатях, застланных соломой, а поверх – рядном. В избе стоял ткацкий станок, на котором бабушка ткала лен на одежду для всей семьи. Поскольку обувь практически вся износилась, она плела лапти из бересты. Марфа Алексеевна могла успокоить и приласкать, а могла и дать такого тумака, который помнился долго.

Мать работала в колхозе. Война обошла деревню стороной: немцы до нее не дошли и ее не бомбили, а соседние стерли с лица земли.

Ранней весной собирали березовый сок. На болотах росло много ягод: черники, брусники, клюквы, морошки. Дети охотно ели растения, называемые на вепсском наречии «дутки», росшие на пустырях. Они чистили их и с удовольствием уплетали сладковатую мякоть. Раздвинув сухостой прошлогодней травы, находили заячьи выводки, запекали тушки на костре. Легкой добычей были тетерева, яйца из птичьих гнезд.

Съедали все до последней крошки

Сахара не было, чай пили вприкуску с заготовленными ягодами. Первый раз Тамару угостили сахаром финны. Что делали они в их деревне, она не знала. Помнит, что надевала дедушкины валенки и бегала в них перед финнами, на ходу подбрасывая поочередно их кверху. Финские мужчины, скучая по своим детям, просили Тамару повторить, как ей казалось, ее интересный трюк и угощали за это кто куском сахара, кто краюшкой хлеба, а кто и баночкой консервов.

В семь лет Тамара пошла в первый класс, а уже после четвертого работала: пасла колхозных и деревенских коз и овец. Платили ей продуктами: кто даст картошки, кто краюшку хлеба. Она была и этому рада. Когда в магазине появился хлеб, то за ним всегда ходила Тамара. На руки продавалась только одна буханка и небольшой довесок, который она съедала по дороге домой. По сей день Тамара Федоровна удивляет своих родных тем, что после обеда возле нее не остается ни крошки: во время голодных лет она, как и ее сверстники, были приучены съедать все до последнего. С болью говорит Тамара Федоровна: «Вы посмотрите, сколько хлеба сегодня народ выбрасывает в мусорные контейнеры. Так и хочется сказать: люди, что вы делаете, неужели вам не жалко выбрасывать такое добро». И тут же приводит в пример коллектив АО «Знамя Октября», где агрономом работает ее сын Владимир Михайлович Потапенко, как они борются за получение высоких урожаев зерновых. «Не зря же в советские времена, – говорит Тамара Федоровна, – в песне пели «хлеб всему голова!».

В другом мире, среди чужих людей

В поисках лучшей жизни вместе с матерью они переехали в город Подпорожье. Здесь Тамара пошла в пятый класс. Русского языка она еще не знала. Ее одноклассники смеялись, когда слышали ее речь на вепсском. Тамара, общаясь со сверстниками, быстро освоила русский язык, училась охотно и хорошо. После окончания восьми классов она заявила, что пойдет работать и параллельно будет учиться в вечерней школе. Работать начала на стройке разнорабочей. Через год сдала на третий разряд маляра. Видя старание девушки, ее отправили на учебу в Москву. Тамара окончила там техническую школу. У девушки, окончившей бригадирские курсы, были большие планы, но она встретила сержанта Михаила Потапенко, служившего в соседней воинской части. Они стали встречаться, а в конце 1960 года уже демобилизованный Михаил Потапенко вместе со своим другом Иваном Дубинцом с Кубани приехали в город Подпорожье свататься к Тамаре. «Свадьбы не было, – вспоминает Тамара Федоровна,- посидели вечер дома. Брак свой зарегистрировали в Крыловском сельском Совете». 10 января 1961 года она оказалась на хуторе Причтовый Крыловского сельского Совета.

Ей казалось, что она очутилась в другом мире без малейших благ цивилизации. «На хуторе не было освещения, водопровода, не говоря уже о дорогах с твердым покрытием, – рассказывает Тамара Федоровна. – Первое, что пришло мне в голову, как я буду мыть свои роскошные волосы. Вода с колодца. Мыться приходилось в корыте. А главное – вокруг совершенно чужие люди со своими традициями и обычаями. Муж работал шофером в автохозяйстве в Крыловской. Каждый день уходил пешком на работу и поздно вечером, почти затемно, возвращался домой, а то и не всегда. Часто бывал в командировках. Отец мужа не вернулся с войны, пропал без вести в ноябре 1944 года. Так что мне приходилось вместе со свекровью Надеждой Петровной нести тяжесть ухода за немалым домашним хозяйством».

На хуторе жилось вольно

Привыкшая с детства к труду, Тамара Федоровна быстро приспособилась к хуторской жизни и ее людям, нашла общий язык со свекровью, стала работать дояркой на ферме колхоза имени Тельмана. В 1962 году родилась дочь Лена. В 1965 году, когда семья жила на хуторе Ея Ново-Михайловского сельского Совета, – сын Володя. Возле купленной хаты из самана они построили новый дом, рассчитывали обосноваться здесь надолго. Жилось им на хуторе вольно. Они с мужем ловили неводом рыбу. Ее в реке Ея было так много, что порой не могли вытащить невод на берег. Рыбы хватало всем: и хуторянам, и станичникам. Мешками ловили раков. Но со временем фермы стали укрупнять. Молочный скот перевезли на МТФ № 1, оставив лишь небольшое стадо по откорму молодняка. Не стало работы. И народ начал уезжать в станицы.

Засобиралась и их семья. Присмотрели дом в станице на улице Набережной, купили его. «Я настолько привыкла к своему подворью, – рассказывает Тамара Федоровна, – которое мы семьей построили с нуля, что у меня разрывалась душа, видя развалины хат уехавших соседей. И уже живя в станице, попросила шофера колхозного автобуса свозить меня на хутор. У меня оборвалось сердце, когда я увидела порушенным наш дом. Оказывается, это сделал муж тайком от меня».

До ухода на пенсию Тамара Федоровна работала дояркой на молочно-товарной ферме № 1. Была награждена знаком «Мастер высоких надоев Кубани», медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда». Она никогда не видела моря, не бывала в домах отдыха и санаториях. Всю свою жизнь посвятила труду и семье. Даже сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, проживает в семье своего сына и не помышляет об отдыхе на море, хотя и есть такая возможность. Еще в советские времена семьей они неоднократно бывали в ее родных вепсских местах, где муж и сын могли приобщиться к традициям и обычаям ее народности и, конечно же, порыбачить. Побывали они и в Подпорожье. Тамаре Федоровне часто снится ее малая родина, ее красоты, леса с корабельными соснами, полные ягод и грибов. Перед расставанием Тамара Федоровна сказала, что главное, чтобы не было войны, чтобы люди жили мирно и спокойно, чтобы не было голода, какой она претерпела в тяжелые годы в истории нашей страны.

Подготовила О. Кайдаш по материалам Н. Майстровского.

Предыдущий материал