Новости

Будь здорова, Ея!


Будь здорова, Ея!
“”
Будь здорова, Ея!
“”
Будь здорова, Ея!
“”

Обычно с такими словами мы обращаемся к человеку. Сейчас желаем выздоровления реке, приютившей 226 лет назад на своих берегах наших предков.

О чем писала газета

«Ногайские племена, населявшие ранее эти территории, называли реку Яне, что по-русски обозначает «Иван». Сейчас мы говорим Ея и нам трудно поверить, что раньше эта речка была судоходной.

Что же с нею случилось, почему некоторые смеясь говорят, что ее курица в брод может перейти? Как это ни печально, но все началось с вмешательства человека в давно устоявшиеся законы природы. Строительство дамб и плотин, начавшееся на реке, привело к нарушению баланса, стало происходить заиливание дна.

Реки, как и люди, имеют три возрастные стадии: юность (горные реки), зрелость (крупные равнинные) и старость, которую сейчас переживает Ея и наступление которой было ускорено руками людей.

Однако надо отметить, что возможно омоложение. Это может произойти либо в результате крупного природного катаклизма, в ходе которого произойдет поднятие истока над уровнем устья, либо в результате очистки дна реки и искусственного понижения устья. Но первый вариант практически невозможен, поскольку наш край располагается на устойчивом участке земной коры, а второй потребует больших материальных затрат…

Неужели нам остается только ждать и наблюдать за тем, как год от года наша Ея становится все мельче и мельче и, если верить учебникам по геологии, однажды превратится в небольшое болотце».

Это не сегодняшние наблюдения. Эту статью я написала еще в сентябре 2000 года, будучи студенткой геолого-географического факультета и начинающим корреспондентом районки. Лето в тот год было не дождливым, и осенью река обмелела. Правда, не настолько, как в этом году: сейчас она попросту пересохла. Если до зареченского моста в Крыловской (там, где еще во времена расцвета колхозов реку чистили) она выглядит широкой и признаков, что скоро может обнажиться дно, нет, то участок между зареченским и куриловским мостами просто стал обособленным и пересыхает. Под обоими мостами протока воды уже нет.

Год экстремальной засухи

Нынешний год выдался у нас экстремально сухим, предыдущий был не многим лучше, да и пред тем погода осадками баловала не сильно. Все это не могло не сказаться на состоянии нашей степной реки, которая по природе своей подпитку получает от атмосферных осадков и родников (или грунтовых вод). И в этом плане мы не одни в таком плачевном положении: посмотрите, сколько сообщений о пересыхающих реках в крае, о том, как экстремально упал уровень Краснодарского водохранилища. То и дело в интернет выкладываются ролики путешествующих по его сухому дну, съемки с квадрокоптеров. Что касается родников, ключей, бьющих со дна, их первый враг – загрязнение и заиливание. Все, у кого дома есть колодцы, знают: чтобы вода в них была (и желательно хорошего качества), их регулярно надо чистить. А этим летом вода высохла и в домашних колодцах, даже скважины, которые многие соорудили у себя в огородах для полива, оказались без воды.

С Украины на Куриловку и обратно

Примеры такой засухи наша станица знает. Подобная картина на реке была в конце 50-х годов. Вот какими воспоминаниями о своем детстве поделилась с нами ветеран районной газеты Нина Григорьевна Иванкина:

– Дом нашего дедушки был в переулке Первой конной армии, естественно, мы много времени проводили на речке. А в тот год она пересохла полностью. Для детворы это было большой радостью: представляете, можно было запросто сбегать с Украины на Куриловку и быстренько вернуться обратно.

Еще запомнилось, как делали саман. Обычно для этого готовили специальные ямы. А в тот год саман месили прямо на реке. Это делали с помощью лошадей. Так вот, лошади шли по дну реки не проваливаясь: настолько оно было сухим.

Уже во время работы в редакции газеты мне не раз приходилось поднимать тему состояния реки Ея. Два человека Иващенко Василий Иванович (он работал на земснаряде, когда чистили Ею) и Глушко Иван Васильевич (к большому сожалению, оба они уже ушли из жизни) – истинные патриоты Крыловского района, они болели душой за реку и неоднократно писали письма в инстанции всех уровней, чтобы обратить внимание на обмеление и загрязнение Еи. И был случай, когда наш район включили в программу по расчистке русла реки, речь шла об участке протяженностью до двух километров, но потом грянул кризис, финансирование урезали…

От «Чаши» осталось «блюдце»

Что ни говори, а проблема требует кардинального решения. Засуха засухой, но та часть Еи, что до зареченского моста, выглядит по-другому. И что тут возразить? Не надо иметь глубоких познаний в гидрологии, чтобы представить, как река должна выглядеть в поперечном разрезе. Она должна походить на чашу с большей глубиной ближе к середине, меньшей – к берегам. Наша «чаша» постепенно заросла водорослями. К слову, рост водной растительности напрямую зависит от глубины водоема: чем мельче река, тем сильнее разрастается подводная растительность, при низком уровне воды из нее начинают формироваться островки, которые и при повышении уровня будут мешать протоку. Достается реке и от ветров, несущих пыль с полей, и от того, что при дождях и таянии снега частички грунта смываются в реку.

Надеемся на нацпроект «Экология»

С вопросом о том, что предпринимается, мы обратились в администрацию Крыловского района. Сразу оговоримся: муниципалитет не наделен полномочиями заниматься расчисткой русел водоемов, находящихся в федеральной собственности. Тем не менее обращения по этому поводу поступают от жителей и рассматриваются, в том числе комиссионно, с выездами на место.

В целях восстановления и экологической реабилитации реки Ея и в рамках мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Крыловского района, администрация муниципального образования в марте 2020 года направила пакет документов с предложением по расчистке русла реки в Министерство природных ресурсов Краснодарского края.

27 августа администрация направила письмо в Министерство природных ресурсов края с просьбой об оказании содействия в финансировании мероприятий по расчистке русла реки Ея.

Расчистка русла реки процесс сложный и финансово емкий, попытаться решить задачу можно было бы в рамках нацпроекта «Экология». Поэтому еще одно письмо с приложением фотоматериалов на министерство природных ресурсов было направлено именно с просьбой о рассмотрении включения участка реки Ея протяженностью 11 километров (от моста на Новопашковскую или, как его называют, Зареченского до дамбы на бывшем хуторе Причтовый) в рамках мероприятий этого национального проекта.

В своей проблеме мы не одиноки, достаточно посмотреть материалы районных газет тех муниципальных образований, которые связаны с крыловчанами общей водной артерией. Мы будем следить за развитием ситуации, ждать хороших новостей и вместе со всеми жителями надеяться, что вторая по длине река Краснодарского края возродится после засухи.

М. Любченко, фото автора.

На территории Крыловского района протекает равнинная река Ея с притоками: Веселая, Плоская, Кавалерка (с притоком Грузская) и Куго-Ея (с притоком Гезова). Эти реки зарегулированы большим количеством прудов, вследствие чего течение в них медленное, максимальная скорость не превышает 0,6 – 0,8 м/сек.

Ея вторая по длине река Краснодарского края: протяженность 311 км, площадь бассейна 8650 кв. км. Зарождаясь в Новопокровском районе, Ея несет свои воды по территориям Павловского, Крыловского, Кущевского, Староминского районов, Ростовской области и Щербиновского района.