Новости

Генерал обещал наградить его орденом, но сам погиб…


Генерал обещал наградить его орденом, но сам погиб…
“”

Очень интересное письмо прислал в редакцию житель станицы Октябрьской, ветеран труда, заслуженный работник сельского хозяйства Владимир Васильевич Ксенз. Он рассказал о своем отце-фронтовике – Ксенз Василии Лукиче, о его героическом пути на Великой Отечественной войне.

«Родился отец в 1910 году, на фронт ушел 2 июля 1941 года. При встрече с фронтовиками он вспоминал некоторые эпизоды о тех днях во время войны. Я тоже слушал и многое запомнил.

Этот случай произошел на Украине. В первые годы войны приходилось отступать перед превосходящими силами противника. На пути отступающих была речка с узким мостом. Сначала пропускали подводы с ранеными солдатами, а уже следом двигались остальные. Приблизились немцы, они беспрерывно обстреливали наших солдат. И вдруг рядом с мостом упал снаряд, осколком убило лошадь. Она упала и перегородила дорогу. Движение застопорилось. Мой отец подбежал, обрезал упряжь и с помощью подоспевших солдат сбросил ее с моста. Потом быстро перестроил тягу, чтобы тянуть подводу могла одна лошадь, успокоил животное, взял под узды и побежал с ней на другой берег. Он умел обращаться с лошадьми. До войны он работал конюхом, шорником, ремонтировал всякую упряжь. Дорога была расчищена, поток отступающих продолжил движение. Среди них двигалась легковая машина. Когда она проехала мост, из нее на ходу, приоткрыв дверцу, выглянул генерал и спросил у отца: «Как фамилия и номер воинской части?» Отец ответил. А своему адъютанту генерал крикнул, чтобы быстро записал и, повернувшись к отцу, добавил: «А тебя, солдатик, орденом награжу». Генерал ехал сзади в потоке отступающих и все видел. Обстрел со стороны вражеских войск усилился. Один снаряд попал в этот легковой автомобиль и в нем все погибли.

Другой был случай. Шел тяжелый бой. Фашисты атаковали беспрерывно. На передовую нужно было доставить обед бойцам. Командир послал отца и еще одного бойца выполнить задачу. Вручили им котомки с едой, и они по-пластунски начали пробираться. Фашисты их засекли и начали вести по ним прицельный огонь. На наших солдатах были каски, они прижались к земле и не двигались. Когда обстрел закончился, отец говорит товарищу: «Пора!» А тот не отвечает и не двигается. Отец перевернул его, а он убит. Пуля попала ему прямо в каску и, пробив ее, угодила в голову. В его каске было много крови. Забрав его продукты, отец стал двигаться дальше. Когда он попал на передовую, увидел, что и там уже много убитых и раненых солдат. Отец был пулеметчиком, поэтому остался на передовой, взял оставшийся бесхозным пулемет и вместе с еще живыми бойцами открыл огонь по фашистам. Задание он выполнил, и атака врага была отбита. За этот подвиг он получил медаль «За отвагу».

Отец освобождал Кавказ, Украину, Западную Украину, Польшу. А потом их части направили в Чехословакию, на помощь восставшей против фашистов Праге. Там он встретил Победу. Был награжден, кроме названной, медалями: «За оборону Кавказа», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и тремя юбилейными медалями.

В Чехословакии отец познакомился с чехом – Карелом Шпота. Он подарил отцу свою фотографию с надписью «Красноармейцу Ксенз от чеха Карла, 17 мая 1945 года». Эта фотография у нас до сих пор хранится в альбоме. Карел также подарил отцу комплект материалов из кожи. Отец мой был еще и сапожником, шил до войны всякую обувь, также и модные в то время хромовые сапоги со скрипом. А в армии ремонтировал сапоги солдатам.

Семья у отца была многодетная – шестеро братьев и три сестры. Во время Великой Отечественной войны воевали также четыре брата моего отца. Алексей и Федор принимали участие в боевых действиях в Прибалтике, там погибли и похоронены. Об их подвиге есть очерк в книге «Таллин в огне». Брат отца Михаил в годы войны был танкистом. После войны остался служить в армии, дослужился до звания подполковника. Жил и умер в Харькове.

С войны мой отец вернулся 25 ноября 1945 года вместе с однополчанином, с которым подружился. Звали его Василий Шилов. Его семья погибла, и ехать ему было некуда. Он жил у нас больше месяца, хотя семья у нас была многодетная – восемь детей. Жили тогда бедно, как и все после войны. Перед Новым годом Василий познакомился с местной девушкой. Наши родители их поженили. Потом молодая семья уехала в город Шахты. Василий там работал шахтером. Во время отпуска он ежегодно приезжал к нам в гости и за все благодарил.

…В 1955 году была амнистия, из тюрьмы вышло очень много молодых людей. Жили они на вокзалах, в бригадных станах, в скирдах сена. И у нас в бригаде жил беспризорник. Отец с ним познакомился, приютил, всячески помогал ему, он часто ночевал у нас дома, но жил в основном в бригаде. В 1955 году его призвали в армию. Отец дома организовал ему проводы – с музыкой, песнями, угощениями. Из армии он часто писал письма, за все благодарил. Фамилию я его забыл, помню, что звали Володя. Как дальше сложилась его судьба, не знаю».

Сколько бы лет ни прошло, сколько бы эпох и поколений ни сменилось – день 9 Мая будет для нас самым главным, священным праздником. Мы всегда будем помнить героизм и мужество наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших фашизм.

О. Подобная.

Предыдущий материал