Новости

Великопостная молитва Ефрема Сирина


«Почему из всех существующих молитв, когда-либо сложенных святыми угодниками Божьими, на богослужениях в храме на протяжении практически всего Великого поста читается молитва Ефрема Сирина? И как ее надо читать дома?» – спрашивает читательница нашей газеты.

На вопрос отвечает настоятель Михайло-Архангельского храма протоиерей Федор Ефименко:

– Вначале приведу текст молитвы, чтобы было понятно, о чем речь.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Автор этой молитвы – великий христианский подвижник, святой преподобный Ефрем Сирин. Его молитва читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз она читается в Страстную среду.

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном. После третьего поклона священник совершает двенадцать поясных поклонов со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина следует читать вслух, кланяясь также.

О чем же мы просим? В молитве перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность – корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу. Есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков». Уныние – плод праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие – это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие – первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит, что гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь – главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь человек приближается к Богу, а это и есть главная цель Великого поста.

Следующий материал