Новости

Малое можно исправить, а большой снежный ком и миром остановить трудно…


На детской площадке дети катались с горки, качались на качелях, а мамы сидели на лавочках. Отдельно от всех сидела молодая женщина. В руках бумажный пакетик, рядом стаканчик с семечками, на коленях открытая книга.

Черноволосый малыш лет четырех подбежал к ней вместе с девочкой. «Мама, это Катя. А можно и нам семечек?» – спросил он, присаживаясь рядом. «Конечно, только плюй в кулечек, ладно? А тебе мама разрешает лузгать семечки?» – спросила женщина девочку. «Разрешает, только мы плюем шкурки на землю, у нас нет кулечков», – ответила малышка. «Это не страшно, у нас есть запасные», – протягивая кулек, сказала женщина. «А знаешь, зачем кулечки? Чтобы мусора не было, – начал объяснять мальчуган. – Мы потом их выбросим, и везде будет чисто».

Катю позвала мама, и они двинулись к выходу из парка. Было слышно, как девочка просила: «А можно мы завтра тоже пакетики возьмем, чтобы мусора на площадке не было. И надо Димке сказать, чтобы бумажки от конфет в мусорку выбрасывал. Я тоже мусорить не буду, нигде-нигде!»

Об этом эпизоде я вспомнила, когда была на другой детской площадке с подругой и ее внучкой. Когда я зашла за ними, Людмила спросила: «Алечка, а ты пакет для мусора положила?» «А зачем тебе на площадке пакет?» – удивилась я. «Увидишь», – ответила подруга.

Подошли к площадке. Людмила и ее внучка, не сговариваясь, надели перчатки и стали собирать бумагу, пакеты, обертки, разбросанные по площадке. «Вот так практически каждый раз. Тут одна мама возмущалась, что площадок понаставили, а порядка на них нет. А откуда же он возьмется, если сами мусорят и детей к порядку не приучают. Ты бы видела, что тут после выходных делается, – возмущалась Людмила, – особенно после молодых пап. Вот мы и еще одна мама с сыном убираем…»

Мы не раз уже писали о подобных вещах. Радует, что они не остаются без внимания, и читатели отзываются. Чаще – звонками, при встречах. А на днях в редакцию пришло письмо от жительницы станицы Новопашковской Валентины Седышевой. Вот что она пишет: «Простите, ради Бога, если что не так, не хочу никого обидеть. Спасибо коллективу газеты «Авангард» за их работу, статьи, которые нас заставляют задумываться, мыслить, рассуждать и, дай Бог, сподвигнут на какие-нибудь благие деяния. Хотелось бы продолжить разговор, затронутый на страницах газеты сразу по нескольким статьям, которые, как мне кажется, имеют одну суть, основу. Это статьи «Купцу Варварову школа была по карману» (газета от 02.04.2019 года), «Нет вандализму» (от 26.03.2019), «Короткая память или Без бога в душе, без царя в голове» (от 19.04.2019).

Школа Варварова для иногородних 1911 года постройки, культурное наследие. Памятник культуры нашей станицы рушится у всех нас на глазах, а мы все равнодушно смотрим – безразличные к истории своей малой родины. Не бережем, не ценим, а завтра, может быть, уже будет поздно… На чем же мы собираемся нынешнее поколение воспитывать, наших детей, чего мы от них ждем?

Сейчас у всех на устах приоритетный проект «Комфортная городская среда» – благоустройство наших парков, скверов. Это замечательно! В районном парке появились новенькие скамьи, светильники, дорожки. Главе В.Г. Демирову задают на отчетном собрании жители вопрос: «Что будем делать – молодежь садится на спинку лавочек, а сиденья затаптывают, мусорят, не оценили наш труд и затраты?» А затраты приличные – миллионы потрачено и еще такая же сумма будет выделена. Ответ главы: «Будем, наверное, устанавливать видеонаблюдение». Парадокс. Пришли в парк отдохнуть, а попадаем под камеры. А что делать?

А вот в газете статья «Нет вандализму». Молодежная акция с расклеиванием табличек к лавочкам. Откуда же они взялись, «вандалы»? И кто их этому научил? А это наши дети дают нам оценку, как мы их научили ценить то, что нам досталось в наследие, так они и поступают. Не зря же говорят, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать.

Затем статья «Короткая память или Без бога в душе без царя в голове». Мусор рядом с могилой ветеранов ВОВ. Это уже мы, взрослые, себя «проявляем», свое отношение к истории, традициям. В центре станицы – бывшее кладбище. Это место свято. Слова «святыни», «святое место» означают «особенно дорогое», «заветное», «чтимое». Как мы детям будем объяснять эти понятия, если и сами о них забыли?

А может быть, не совсем правильно расставили приоритеты? Может быть, еще не поздно собраться неравнодушным жителям Крыловского района вместе с собственниками культурного наследия (администрацией МО)? Вот только плохо, что мы себя не чувствуем собственниками этого наследия. В этом и беда, что мы не чувствуем, а ждем, что кто-то должен об этом думать, заботиться (администрация, управление культуры или еще какие-то структуры), но не мы. А ведь по сути никто из нас даже не пробовал что-то предпринять, чтобы перед самими собой, своими детьми и нашими предками не было стыдно (или хотя бы было чем оправдаться), толкнуть «камень» с места.

Понятно, что это очень даже не простое дело – реставрация такого исторического объекта культурного наследия, да еще в таком состоянии.

Однако наши деды пришли сюда на голые степи и не сдавались: трудились и выжили. Мы имеем по сравнению с ними очень многое (наследство, знание, средства, технологии), но теряем что-то очень важное и главное, позволяя разрушаться зданию Варварова».

Спросите, при чем тут кулечки и семечки? А все начинается с малого, которое потом превращается в большой снежный ком, который остановить даже всем миром трудно. Может, с малого и начнем?

О. Леонова.

Предыдущий материал