Новости

Мифы и реальные будни уголовного розыска


В полиции априори нет легкой работы. Большинство должностей сопряжено с серьезными нагрузками: физическими и психологическими. Работа, прямо скажем, не женская… Но ведь женщины у нас как раз всегда там, где особенно трудно.

С 1999 года работает в полиции (тогда еще в милиции) эта красивая женщина с очаровательной улыбкой, из них 14 лет – в уголовном розыске. Лилия Алексеевна Дубина сегодня старший оперуполномоченный УР ОМВД России по Крыловскому району, майор полиции. Занимается одним из самых серьезных направлений – розыском преступников и без вести пропавших, об этом и был у нас с ней разговор.

– Сколько без вести пропавших и преступников вам пришлось разыскивать с начала года?

– В розыск объявлено восемь преступников, найдено семь. Кстати, это один из лучших показателей по краю. Сейчас в розыске один. Даже по статистике видно, что сколько бы человек ни прятался, мы его все равно находим..

Без вести пропавших было восемь (некоторые из них не в этом году пропали, а гораздо раньше), отыскали четырех.

– Когда можно заявить о пропаже человека?

– Заявить о пропавшем может кто угодно и сделать это можно когда угодно. Я не знаю, почему в художественных фильмах постоянно показывают, что заявление о без вести пропавшем в полиции принимают спустя три дня. Это миф! Мы сразу принимаем заявление и приступаем к розыску. Даже если нам говорят, что связь с человеком прервалась пять минут назад. На место, где человека видели в последний раз, тут же выезжает следственная группа, в состав которой входит следователь следственного комитета (СК), оперуполномоченный УР, участковый, кинолог, эксперты (а если пропал подросток, то еще и сотрудник из ОПДН). Осматриваем место, опрашиваем всех, кто мог что-то видеть или слышать о пропавшем. Проводим первоначальные оперативно-розыскные мероприятия. Если находим человека в течение дежурных суток, то даже в статистику он не попадает. И розыскное дело на него не заводят. Обычно это лица, злоупотребляющие спиртным. Бывает, пока мы его ищем, он сам домой приходит, нагулявшись. Это история с хорошим концом, но бывают и другие… Незамедлительно в розыск мы объявляем несовершеннолетних и людей, пропавших за рулем своего автомобиля.

– Расскажите что-нибудь из вашей практики.

– Вот в прошлом году пропала несовершеннолетняя девушка из цыганской семьи. Вышла из дома и не вернулась. Родители заявили об ее исчезновении. Оказалось, что она в интернете познакомилась с парнем из Новосибирска. Он тоже цыган, но из бедной семьи (у девушки родители побогаче), выкуп ему платить было нечем. Он приехал за ней на машине и увез к себе. Она звонила потом родителям с разных номеров, говорила, что вышла замуж, у нее все хорошо. Мы установили, на кого куплены сим-карты, с которых она звонила. Это указало на определенные цыганские кланы. Когда летели в Новосибирск, думали, что она находится в одном из них. Нам очень помогли местные оперативники. По связям, которые поддерживают те кланы, удалось выяснить, где предположительно находится девушка. Это была многодетная семья и нашу беглянку представляли как одну из дочек. Она даже зуб лечила в поликлинике по свидетельству о рождении одной из подходящих по возрасту дочерей свекрови.

За девушкой мы пришли ранним утром. Вышла цыганка, сказала, что у нее живут только ее дети. В доме все спали покотом на полу, грязно кругом, а молодые – за ширмочкой.

Когда все выяснили, невестка вцепилась в свою свекровь, а та, оставив своих детей, мал мала меньше, поехала в отделение отвоевывать девушку. Но мы все же вернули ее родителям.

И таких беглянок в прошлом году было три.

– А преступников, наверное, труднее разыскивать?

– Как бы человек ни скрывался, все равно его находят. Мы объясняем это родственникам и они иногда дают телефон скрывшегося. По телефону его не поймать, но хотя бы можно поговорить, объяснить, что для его же блага лучше явиться в полицию. Кроме того, всегда найдутся знакомые, соседи, коллеги, которые что-то видели, слышали…

Был случай, когда мужчина совершил преступление, но срок ему грозил небольшой и, скорее всего, условный. А он испугался и сбежал. По повестке на допрос не явился, жена говорила, что не знает, где он. А мы знали, что жена в курсе места пребывания своего мужа. Он где-то уже работал и денежки ей посылал. Выясняем, что деньги пересылают ей с одной и той же чужой банковской карты из ближайшего города, а также на кого зарегистрирована эта карточка, место жительства этого лица, место его работы. Приезжаем к нему. Он отпирается, мол, ничего не знаю. Пошли к его начальнику и выяснилось, что беглец тоже здесь работает. Вот так все и открылось.

Однажды нашли парня благодаря его девушке. Он совершил кражи и уехал в Ростов. Мы установили, что девушка продолжает с ним встречаться. Она тоже из неблагополучной семьи. Училась в станице Кущевской, в колледже. Стали за ней следить. После занятий она поехала в Ростов. Мне пришлось сесть в тот же автобус, а второй опер ехал следом. В Ростове девушка пересела в маршрутку и я тоже. На одной из остановок ее встретили тот, которого мы разыскивали и его приятель. Они пошли по улице, я – за ними. А второй оперативник отстал. Хорошо, что он город знал. Я назвала ему по телефону улицу, по которой мы шли, номера домов. Компания зашла в магазин, я осталась снаружи. Замерзла, зима была. Уже смеркалось. Думаю, если я их не задержу в людном месте, то потом они свернут во дворы, их трое, я одна… Они выходят из магазина, я подхожу, представляюсь, говорю парню, что он задержан. Тот бежать, я успела схватить его за рукав куртки и держу изо всех сил. Он вырывается. Его девушка и приятель остолбенели… Парень один раз так дернулся, что часть рукава, за который я держала, у него оторвалась (у меня потом рука болела недели две, так я старалась его удержать) и он дал деру. Я – за ним. Тут подъехал мой товарищ и схватил его. Когда мы объяснили задержанному, что не стоит усложнять себе жизнь и добавлять срок, он с нами согласился и мы вернулись домой.

В другой раз был объявлен в розыск молодой человек, подозреваемый в двух убийствах, которые он совершил в Ейске в пьяной драке. Родня утверждала, что ничего о нем не знает. Тут его бывшая сожительница собирается и уезжает в поселок под Новороссийском. Мы понимаем, что и он там где-то обитает. Однако нашли его не сразу. Оказалось, что он там жил по ксерокопии паспорта своего друга, с которым они были похожи. Местный участковый по фотографии его опознал, но удивился, ведь он по базе данных его «пробивал», парень был чист перед законом.

Мы нашли его новую подругу. Пришли, представились его родственниками, мол, ехали мимо… Но он где-то работал на шабашке, а ей тоже надо было уходить на работу.

Нам местные опера помогли. Они уже были в курсе дела. Приходим к ним в отдел, а следом заходит участковый и приводит нашего подозреваемого. Увидел его на улице и задержал. Парень не ожидал, что его так быстро найдут. Мы его доставили в Крыловскую, откуда ейские опера и забрали его. А он потом сбежал из ейского изолятора временного содержания вместе с двумя преступниками.. Их нашли и срок добавили. Парень тот до сих пор сидит. Поэтому еще раз повторю: не надо бегать. Лучше прийти с повинной, а не добавлять себе срок.

– Какими качествами должен обладать оперуполномоченный уголовного розыска?

– Прежде всего надо знать и любить свое дело, иначе трудно выдержать большие психологические и физические нагрузки. Очень важно, чтобы семья поддерживала, которую часто сутками не видишь. Нужно уметь сохранять хладнокровие, выдержку, быть стрессоустойчивым. Важно никогда не терять свое лицо, в любых ситуациях оставаться человеком.

Записала О. Подобная.

Следующий материал