Правительство готовит большую рыночную реформу, согласно которой железные дороги будут приватизированы. Газета «Коммерсант» сообщает, что новая концепция компании РЖД подразумевает сразу несколько кардинальных изменений.
Во-первых, поезда передадут в частные руки. Во-вторых, убыточные маршруты ждет сокращение. В-третьих, грядет отмена плацкартных и общих вагонов. В теории такие изменения должны принести первые плоды уже в следующем десятилетии. Отметим, что данный вариант считается «черновым», но уже твердо можно сказать, что маршруты более трех тысяч километров постепенно закроют.
К примеру, поезд «Архангельск-Сочи» ждет именно такая судьба, а вот «Мурманск-Сочи» имеет все шансы на выживание. Вместо поездов будут предлагаться авиарейсы (планируется ли в таком случае увеличение их числа – неизвестно). Таким образом, путешествовать из Краснодара и Сочи по Центральной части России скорее всего можно будет только на скорых поездах (не считая прибыльных маршрутов до Москвы и Санкт-Петербурга). Кроме того, РЖД собирается оставить только купейные вагоны, но для разных пассажиров будет разная стоимость билета. То есть тарифная политика будет такой же плавающей, как у авиакомпаний.
По мнению экспертов, за таким нововведением неизбежно подорожание билетов, поскольку сейчас «дешевый балласт» из плацкартных и общих вагонов окупается только благодаря пассажирам коммерческих вагонов, СВ, люкса и сидячих мест повышенного комфорта. И хотя такой скачок ожидается недолгим, тем, кто привык ездить «экономом», придется какое-то время пользоваться автобусными рейсами.
У грядущих реформ имеется еще одна большая проблема, над которой явно придется попотеть. Речь о сотрудниках РЖД: сокращенное количество поездов не будет требовать большого штата. Сейчас на железных дорогах в России работает около миллиона человек – это в разы больше, чем в странах с аналогичной загруженностью маршрутов. Таким образом, государству придется разработать многофункциональный план по переобучению и направлению столь большого количества людей.
Кое-что, правда, останется неизменным. Знаменитые поезда «Москва-Владивосток» и «Москва-Пекин» создатели реформ в любом случае обещают сохранить.