Новости

Увидел-осознал-сделал


У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крестных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крестного подбирал отец – это должен быть человек надежный (кунак, односум, побратим и тому подобное), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. Крестные должны были жить недалеко от крестника (крестницы). Крестную подыскивала кровная мать из числа своих подруг, желательно хотя бы немного старше ее возраста.

После рождения ребенка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребенок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Далее мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год его впервые одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И еще один обряд совершался в год от рождения: собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев – «кругликом».

Предыдущий материал