Если про кого и можно сказать: «Она незаменима!», то это точно – про Ирину Николаевну Костюк. Тем, чем занимается она, не занимается в районе никто, а в крае – единицы: она не столько присматривает за Крыловским подворьем в Атамани, сколько украшает его своим присутствием, своей заботой и самоотдачей. То, чего она достигла, не имея художественного образования, за 30 лет, просто не поддается подсчету! Перечесть ее грамоты, в том числе от Министерства культуры и главы региона, звания лауреатов, все конкурсы и фестивали, где она участвовала, – на целой странице газеты просто не хватит места. Но это и не нужно, ведь она сама, ее работы и ее ученики – яркое доказательство таланта, дарованного Богом, и каждодневного труда работы в сфере культуры.
«Дорогие москвичи, не ешьте только калачи…»
Три десятилетия назад во время объезда в хуторе Тверском Ольга Онищенко приметила активную женщину, маму пятерых детей, которая проводила в школе утренники, причем сама шила для них костюмы, изготавливала реквизит. Работала она дояркой. Именно ее назначили заведующей хуторским клубом. Она объединяла вокруг себя молодежь, проводила вечера отдыха и спектакли даже в других сельских клубах: в Ее, Ириновке, Лобовой Балке, Казачем, совхозе Грузском. Старшая дочь Ирины Николаевны выписала себе книгу «Игрушки-подушки» и вела кружок при клубе. Но при двоих маленьких детях это ей давалось тяжело. Чтобы не закрывать мастерскую, И. Костюк сама увлеклась пошивом мягких игрушек и стала вести уроки. Тогда она ничего не вышивала, не вязала и совсем не думала, что у нее есть какой-то особенный дар. Но в 2005 году по рекомендациям О. Онищенко Ирина Николаевна и ее воспитанники стали участвовать в районных выставках.
В 2007 впервые на фестивале «Адрес детства – Кубань!» две ее ученицы Вероника Луценко и Виктория Бабина стали лауреатами конкурса. В том же году И. Костюк, единственную со всего края, отправили в Москву на фестиваль-конкурс «Русь мастеровая», приуроченный к 860-летию Москвы, проходивший на Поклонной горе. «Мне тогда отдел культуры выделил средства на дорогу и проживание, Ольга Алексеевна снабдила планом Москвы. Вот представьте: я впервые в столице, с двумя огромными сумками, набитыми игрушками, с хутора – и вдруг оказалась в метро! На эскалаторе кто-то сзади протолкнул и помог, в другой раз упала – приключений было, страх!»
На московской выставке И. Костюк с ее плюшевыми зверятами поставили в отдел текстильной куклы. С одной стороны – мастерица из Минска, с другой – тульская кукольница Ирина Владимировна Агаева – народный мастер России, сейчас она живет в станице Павловской: всю Тульскую губернию, хутора, захудалые деревни обошла пешком, собирая рассказы о куклах! Познакомились, конечно. В центре стола крыловской мастерицы красовалась корова с венком на рогах, с ведром в копытах. Когда комиссия спросила, что это, Ирина Николаевна на ходу сочинила ответ: «Корова! Я же с Кубани, а наш край – кормилица и житница России, так вот моя кубанская буренка и говорит: «Дорогие москвичи, не ешьте только калачи, пейте молоко коровы – будете здоровы!». Так работы всех трех мастериц с фестиваля попали в московский музей: «Стоит посредине моя корова, а вокруг нее куколки сидят!»
От шитья костюмов к победам на фестивале
В 2008 году И. Костюк по приглашению новых знакомых поехала в Республику Коми. «Костюм прихвати, на всякий случай», – предупредили друзья. Так мастерица приняла участие в III Межрегиональном фестивале ДПИ «Зарни кияс», проходившем в г. Сыктывкаре. По секрету: в нашем районе боялись, чтобы ее не переманили, ведь там даже жениха Ирине Николаевне подобрали!
Но И. Костюк вернулась со словами: «Я люблю свободу!» Кружок в хуторе не бросала, пока не уволилась в 2008-м, потом какое-то время работала в Новопашковском ДК, в Крыловском Доме творчества. Сейчас у нее – кружок «Бабушкин сундучок» в РДКиТ. «Ее игрушки – живые: они смеются, подмигивают. Все они делаются не по лекалам, каждая поделка – индивидуальна, – рассказывает О. Онищенко. – Сейчас она работает наравне с теми, у кого есть профессиональное художественное образование». Сама же И. Костюк отмахивается и секрет своих работ обосновывает так: «Если б не говорили мне, надо сделать то-то и то-то, если б не подстегивали, то и не научилась бы ничему!»
Практически в каждом кабинете районного ДК – ее работы, в музее – целые выставочные шкафы и полки с валянием, куклами, картины в технике выжигания (портреты И. Сталина, Г. Жукова, В. Першина, казачки Маруси и другие). Как мастер-кукольник, она обожает изготавливать традиционные обрядовые куклы, проводит в Атамани по просьбам туристов мастер-классы по их пошиву. Плетет лапти, бусы из бересты, которую ей присылают из Республики Коми. С некоторых пор валяет из шерсти валенки, цветы, игрушки, шарфики, а началось все с одной маленькой валяной уточки-мандаринки. «Ух ты, я буду этим заниматься!» – в очередной раз решила мастерица. Еще она вяжет дорожки и коврики, прошлой осенью занялась поделками из травы. Правда, обучающего материала по этой технике почти нет, так что по одному фрагменту мастер-класса пришлось додумывать технику самой.
«Руки должны робыть»
Когда стал вопрос, что в Атамани нужно держать смотрителя, то выбор пал на Ирину Николаевну. И вот уже четвертый сезон, с первого мая до первого ноября, И. Костюк живет и работает в Атамани, на Крыловском подворье. Есть у нее там мастерская, швейная машинка: только этой весной крыловчанка сшила два казачьих костюма с рюшами, кружевом и платья для соседних куреней! «Мне интересно общение с людьми, другими мастерами. Фестивали ДПИ и Атамань – это хорошая школа для мастеров!» – признается Ирина Николаевна.
Есть на подворье в хатке печка, есть кухонька, огородик. «Все есть – приезжайте в гости!» – зовет мастерица. Крыловчан – работников культуры – она всегда встречает борщом, чаем, компотом, пирожками. «Когда мы туда едем, то говорим, что к бабушке Ире в гости!» – говорят работники культуры района. С огорода И. Костюк угощает помидорами, капустой, клубникой, луком, перцем: она занимается рассадой, ухаживает за плодовыми деревьями, растит розы, варит варенье, делает заготовки на зиму… А растет это все на привезенной родной крыловской земле, в Атамани, в других подворьях такого урожая не встретишь! Вот потому и зовут Ирину Николаевну не иначе как «наша атаманочка».
«Тяжело, устаю сильно, но с годами выработалась привычка: как бы плохо ни было, надо выйти к людям и людям всю себя отдать, – объясняет И. Костюк. – На всю жизнь я запомнила одни слова. Бабушка Саша из станицы Веселой всегда говорила: «Сяду, отдохну трохи», а сама знай что-то руками вяжет. «Бабуля, у тебя руки не болят что ли?» А она мне: «Я тебе, внучечка, кажу одын раз. Слухай менэ внимательно. Як бы ты ны заморылась, сила отдыхать, тило отдыхае, а руки должны робыть. Если руки нэ будут робыть, они у тэбэ будут дюже здорово болить».
Об утюгах и «ленивых жинках»
Ко всему прочему И. Костюк стала еще и экскурсоводом. В прошлом году как лучшему экскурсоводу краевая администрация ей выдала премию. Туристы говорят: «У вас так интересно в хате, будто здесь люди живут, прямо как у бабушки в деревне!» – «А я тут и живу». «Что, правда?»- удивляются все. А запах в хатке идет от душистых трав: мяты, лаванды, чабреца, душицы, можжевельника, которые сушит И. Костюк. «Люди спрашивают, мол, лечитесь? А я отвечаю, да нет, кукол роблю: бачэте, кака я здорова – это я роблю кукол-травниц, а воны уси болячки у мэне с хаты выгоняют».
В Атамани туристам обязательно нужна изюминка, шуточка, считает Ирина Николаевна. Потому ее рассказы с удовольствием слушают. Вот, например, как она представляет некоторые экспонаты подворья.
«Казаки жили большими семьями. Есть в доме три сына, значит, будут и три невестки – естественно, возникали ссоры. Раньше ссоры быстро и жестко пресекались. Муж никогда не разбирался, права его жена или нет. Он ее – за шкирятник, в сарай и хорошенько лупил. В нашей хатке потому и плеточка висит. Заставлял он извиниться и поклониться перед тем, с кем жена повздорила… В какое время муж домой ни пришел бы, жена не должна была ложиться спать, должна была его дождаться. Помыть ему, любименькому, ноженьки, снять с него, родименького, сапоженьки, накормить его, сладенького, и уложить баиньки». Тут посетители начинают улыбаться – у мужчин на лицах читается: эх, где ж те времена! «И попробовала б казачка ему этого не сделать. Даже если ему не понравится, как она сапог снимает, он так наподдаст, что она три двери за собой откроет. Но прошло время и появился вот оцей утюх». В хатке стоит уникальный утюг – самого первого выпуска угольных утюгов, с трубой еще, во всей Атамани такого нет. Открывает экскурсовод, показывает, как туда уголь закладывается, потом говорит: «Когда утюг начинает остывать, казачка берет заслонку, машет – угли разгораются, утюг нагревается, и женщина продолжает гладить. И вот колы появился вот оцей утюх и казачка взяла его в руки, она сказала своему мужику таки слова: «Слухай мэнэ, мой роднэсэнький! Еще раз, зараза така, ты вдарышь мэнэ плеткой или вожжами, или заставишь снимать с тэбэ сапоги и баныть тэбе ногы, колы я буду гладыть, вот оцим утюжком я по тэбе нечаянно разочка три пройдусь!» Тут уже женщины – посетительницы подворья – начинают улыбаться, а мужчины начинают потихонечку выходить. «Ну, казак почухал сэбэ за ухом и думае: «Ну як я ж жинку воспитываю, то нужно и гарно, а як мэнэ утюгом?» И спрашивает Ирина Николаевна у мужчин: «Ну что будет, если вас жена – утюгом, а? Будэ больно и стыдно, шо баба руку пидняла. И придумал казак вот уцю штуку. Знаете, шо це такэ? В 2013 году один из телезрителей прислал вот такую же штуку в программу «Что? Где? Когда?». Как думаете, догадались великие умы России, что это такое? Правильно: не догадались. А это всего-навсего – приспособление, чтоб снимать сапоги, разбувачка, и назвал цу штуку казак «ленивой жинкой»!
Людям это все в диковинку, они начинают задавать много вопросов, да так, что Ирина Николаевна всегда думает про себя: «Господи, хоть бы ответить!» В этом году в Крыловской хатке побывали и сербы, и итальянцы, в прошлые сезоны бывали туристы из Турции, Китая. На подворье приезжало и снимало программы краевое телевидение: «Играй, гармонь», «Поедем, поедим». Ведущий последней программы отведал узвар Ирины Николаевны, «по старинному рецепту на меду зробленный».
«Привезу детям два станочка…»
Ирине Николаевне 20 мая исполнилось 60 лет, но на покой ее, конечно, не отпустят. «Поди, найди такого человека, – говорит Ольга Алексеевна, начальник районного отдела культуры. – На Тамани живут 5-6 человек, остальные все – местные, и нет у них такого рвения, как у нашей атаманочки. А ведь в Атамани 51 хата!»
Зимой Ирина Николаевна проводит по школам мастер-классы, усиленно занимается с детьми в «Бабушкином сундучке». «Привезу два станочка – будем учиться с детьми ткачеству!» – делится планами мастерица. К ней ходит учиться лозоплетению и ее внучек. У И. Костюк трое сыновей и три дочери – все взрослые, есть уже пять внучек, семь внуков, и правнук. Внуки и дети с удовольствием навещают крыловчанку в Атамани, но по стопам матери пошла только одна дочь-рукодельница.
Ирина Николаевна умеет заразить своим энтузиазмом и других мастеров. Ее мечта – открыть Дом народных ремесел в бывшем здании музея на ул. Орджоникидзе. «В РДКиТ тесно, все комнаты заняты… Но на ремонт бывшего здания нужны средства, которых негде взять, – огорчается И. Костюк и тут же мечтательно добавляет: – Сделать бы там казачий двор, я уже все-все придумала!»
Ю. Яковенко.