На Кубани более 17 тысяч детей-инвалидов. В структуре причин инвалидности у детей Краснодарского края по классам болезней наибольший удельный вес имеют психические расстройства и расстройства поведения – почти 38%, болезни нервной системы – более 21% и врожденные аномалии – 14%.
Начальное звено в системе реабилитации
Социально-медицинская реабилитация детей-инвалидов является начальным звеном системы общей реабилитации. В отличие от взрослых, у значительной части детей-инвалидов потребность в реабилитации возникает с первых дней жизни и продолжается до достижения ими взрослого возраста. Для их восстановления требуется неоднократное комплексное лечение в специализированном учреждении. В промежутках между курсами комплексного лечения родителям необходимо продолжать восстановление нарушенных у ребенка функций в домашних условиях.
Целью восстановительного лечения является возвращение больного ребенка в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности – обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации к условиям существования. Именно этим и занимаются специалисты детского отделения Крыловского комплексного центра реабилитации инвалидов (директор С.Н. Затонская).
В Центре соблюдены все правила нахождения в учреждении детей-инвалидов и детей и подростков с ограниченными возможностями, создана «безбарьерная» среда жизнедеятельности, как и во взрослом отделении (о нем мы рассказывали в газете «Авангард» от 14 ноября). Есть уличная игровая площадка, на которой положено специализированное яркое, красочное нетравматичное покрытие. В учреждении находят свое применение классические и самые современные технологии медицинской реабилитации детей-инвалидов.
Всю подготовительную работу по поступлению ребенка на реабилитацию проводят специалисты отделения диагностики и разработки планов социальной реабилитации. Зав. отделением Н.В. Радченко и специалисты отделения при первичном обращении родителей детей с ограниченными возможностями выявляют проблемы семьи, проводят консультации по вопросам социального обслуживания и реабилитации в учреждении, совместно со специалистами других отделений разрабатывают план социального обслуживания. К каждому ребенку имеется индивидуальный подход. По завершению курса реабилитации заведующим отделением проводится анализ эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, выдаются рекомендации. Согласно государственному заданию, утвержденному Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края, в учреждении в течение года должны проходить курс реабилитации 130 детей с ограниченными возможностями. За девять месяцев 2015 года уже получили социальные услуги 142 ребенка. Весь курс составляет 21 рабочий день (29 календарных). Очень хорошо помогает реабилитация детям до года.
Гравитационные костюмы уникальны!
Ежедневно перед занятиями все дети посещают медицинский кабинет, где врач-педиатр Н.Н. Амченцева и медицинская сестра И.Г. Артеменко проводят осмотр детей, консультируют родителей, назначают процедуры, занятия ЛФК, массаж. Все дети с удовольствием получают кислородные коктейли, приготовленные Ириной Григорьевной.
– Наша задача, – рассказывает Наталья Николаевна, – чтобы каждый ребенок, приходящий к нам в центр, получил максимум назначений, чтобы реабилитация пошла ему на пользу. Постоянно работаем с родителями (проводим беседы, консультации). В конце курса даем оценку его эффективности. Есть дети, которые поступили к нам, не умея ходить, а после занятий у них отмечаются положительные результаты. Это всегда очень радует. Эффективную помощь у нас получают детки с ДЦП. Для занятий мы используем гравитационные костюмы «Адели», с которыми работает инструктор ЛФК Л.В. Костенко. Это уникальные костюмы с системой амортизаторов, разработанные нашими учеными. Если ребенок в обычном своем состоянии не может передвигаться самостоятельно, то в этом костюме ему это делать намного легче, безболезненно. Костюмы своим клиентам выдаем и для занятий в домашних условиях.
Занятия по лечебной физкультуре проводит Л.П. Василец, которая использует реабилитационное оборудование, разрабатывает схемы лечебной гимнастики и комплексы физических упражнений для каждого ребенка индивидуально. Применяемые методики дают положительные результаты и стойкую динамику в период реабилитационного курса. Лариса Павловна всегда находит взаимопонимание с детьми и их родителями. Специалист по медицинскому массажу И.В. Коротков оказывает квалифицированную социально-медицинскую помощь детям, проводит санитарно-просветительскую работу, внедряет в практику современные методы медицинского массажа. За общительность, доброту и позитивность Илью Вячеславовича очень любят дети. На процедурах массажа всегда царит доброжелательная атмосфера.
Педагог – проводник ребенка
Для адаптации детей-инвалидов к социуму в центре им оказывается психолого-педагогическая помощь. Педагог – словно проводник нужд, чаяний, стремлений и умений ребенка-инвалида в большой мир. В основу всех методик положена игра. Развивающие занятия с воспитателями направлены на формирование и развитие навыков самообслуживания, способности ориентироваться в окружающем повседневно-бытовом пространстве, эстетическое воспитание детей. Все это помогает им испытать радость успеха, развить творческие способности, укрепить уверенность в себе, создать позитивную мотивацию к обучению и познанию мира в целом.
Отделением психолого-педагогической реабилитации руководит Е.А. Карданева. Вместе с социальным педагогом в день нашего приезда в центр Елена Александровна проводила занятия с детьми по сервировке стола, рассказывала о правилах поведения за столом. В своей работе педагоги психолого-педагогической реабилитации используют инновационные технологии: игровая и песочная терапия, элементы сказкотерапии, арттерапия, анималотерапия, гарденотерапия, хромотерапия. Специалисты центра проходят обучение методикам социального обслуживания на базе краевого методического центра и других образовательных учреждений.
Педагог-психолог Р.Г. Юпилайнен на занятиях помогает восстанавливать и развивать психические функции, позволяющие ребенку адаптироваться в обществе, выполнять различные социальные роли. Кабинет психолога оснащен сенсорным оборудованием, пузырьковой колонной, фиберооптическими волокнами, звездным дождем. Очень хорошо зарекомендовал себя световой стол с песочной анимацией. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. После обучения в Санкт-Петербурге Розалия Григорьевна начала использовать новый метод работы с аппаратом обратной биологической связи (БОС). Метод работы с ним является составной частью комплексной реабилитации детей с двигательной патологией. Это обучение управлению функцией мышц с помощью специальных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (световые, звуковые, комбинированные). Выполняя определенное движение мышцей, к которой прикреплены датчики, ребенок помогает сказочному персонажу, изображенному на экране монитора, преодолевать препятствия, подняться на горку, собрать картинку или выполнить другое задание. Благодаря такой «обратной» связи, ребенок может контролировать, оценивать и видеть работу своих мышц.
Сегодня каждый третий ребенок нуждается в помощи квалифицированного логопеда. В центре таким специалистом является И.П. Новожилова. У Инны Петровны очень интересные занятия, богатый учебный план и наглядный материал. А ее опыт позволяет получать высокие результаты. Большую помощь детям своими занятиями оказывает педагог дополнительного образования Н.Е. Лемешева. Наталья Евгеньевна специализируется по лепке из слоеного теста, развивая мелкую моторику. На своих занятиях с природным материалом она старается донести до детей, насколько разнообразна и красива наша природа, учит бережному отношению к ней, а значит, прививает любовь к нашей малой родине, стране. В день нашего приезда вместе с педагогом девочки делали розы из осенних кленовых листьев. Под руководством педагога изготавливается большое количество поделок по различной тематике. Помещения центра украшены поделками, выполненными на ее занятиях. Наталья Евгеньевна заряжает детей и родителей своим позитивным эмоциональным настроением.
В «Школе для родителей»
В этот же день в центре состоялось заседание «Школы для родителей». Специалист районной администрации Е.Н. Петрова рассказала мамам и папам, как можно оздоровить своих детей, куда обращаться. Специалист по социальной работе Д.А. Михайлов – об истории возникновения праздника Дня единства, о правах детей, международных и российских законодательных актах, их закрепляющих. Родители вспомнили историю возникновения Конвенции ООН, в форме тестирования проверили свои познания в области прав своих детей и своих собственных, получили рекомендации и памятки о льготных выплатах, о том, как стать хорошим родителем. Специалист по социальной работе учреждения Н.В. Датченко напомнила родителям о том, что, кроме прав, у них есть обязанности и определенная ответственность. Ее рассказ был о гражданской, административной и уголовной ответственности и случаях ее возникновения.
В завершение заведующая отделением диагностики Н.В. Радченко провела небольшой экскурс по вступившему в действие с января нынешнего года Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». По окончании мероприятия родителей ждал сюрприз – их угостили вкусными и очень красивыми бутербродами, которые их дети готовили на занятии у социального педагога. Угощения хватило на всех: его получили все дети, занимающиеся в тот день в центре, и даже его специалисты. День прошел плодотворно, все остались довольны, особенно клиенты-дошкольники, у которых по итогам занятия по этикету состоялось чаепитие со сладостями.
Выполняют работу профессионально
– Коллектив центра – это одно целое, один большой слаженный механизм, который четко отслеживается на совместных консилиумах, – рассказывает С.Н. Затонская. – В коллективе работают не просто грамотные сотрудники, но и хорошие, добрые, неравнодушные люди, способные на сострадание и любовь к тем, кто рядом. За годы работы все специалисты прошли обучение, а некоторые и не один раз. Армавир, Кропоткин, Краснодар, Ейск, Туапсе, Казань, Санкт-Петербург, Ярославль – география городов, где они побывали на учебе. У всех есть желание работать творчески, видеть результаты труда, повышать свой уровень. Мы все время говорим о специалистах, принимающих непосредственное участие в процессе реабилитации. Но еще есть и другие, так называемые «солдаты невидимого фронта», которые обеспечивают функционирование всего центра. Это специалисты аппарата (заместители, бухгалтерия, кадры, юрист, охрана труда, программист, заведующий хозяйством, рабочие, сторожа и другие). Они выполняют свою работу не менее профессионально и четко. Очень приятно руководить коллективом, где понимают с полуслова, где каждый считает работу своим вторым домом и относятся друг к другу с большим уважением!
О. Кайдаш.