В СДК «Октябрь» станицы Октябрьской прошли Сретенские духовно-образовательные чтения на тему «Духовность – основа национальной безопасности России». Основными слушателями были учащиеся старших классов школ и преподаватели.
Начиная доклад о «Духовности нации как основы возрождения России», игумен Стефан ответил на вопрос: «Чем духовность отличается от нравственности». В словаре духовность определяется как состояние, относимое к Богу, к вере, к душе человека. В марксистско-ленинском лексиконе духовность отождествлялась с моралью и нравственностью, которые поддерживаются силой устоявшегося порядка. Выходит, то, что с позиции одного общества представляется аморальным, с другой – вполне одобряемо и даже возводится в норму. Исторических примеров тому можно привести множество. По всей вероятности даже сегодняшний мировой терроризм считает свою деятельность нравственной, поскольку она проводится во имя священной войны – джихада против неверных.
Формирование личности должно происходить под воздействием некоего идеала, содержащего такие вечные ценности, как вера в Бога, любовь, Родина, семья. Апостол Павел в ярких словах описал христианскую духовность: «вот духа суть – любовь, радость, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должно, не будем тщеславиться, друг друга раздражая и друг другу завидуя». Если высшим достижением человек считает славу, богатство, наслаждение, то все остальное – совесть, Отечество, истина, забота о ближнем, да и сам Бог становятся лишними. А если к таким целям стремится не один человек, а целый народ, если такая цель оказывается движущей силой цивилизации, то разве не очевидно, какое будущее может ожидать нас. Предсказать это нетрудно, видя реалии нашего дня. Там, где духовность упраздняется или подменяется другими идеалами, там и гибнут семья, общество, целое государство. Этот процесс и называется нравственным кризисом, социальной катастрофой. Суть всего этого одна – невыполнение Заповедей Христовых, которое ведет ко грехам и преступлениям.
Ярчайшим примером духовности человека является наличие у него совести.
Для российского общества начала XXI столетия, к сожалению, стало характерным развязывание низменных инстинктов, культа насилия, стяжательства. Если основным мотивом деятельности человека станет эгоизм, то преступления будут неизбежны, поскольку интересы людей будут сталкиваться постоянно. Разрушение духовности усиливается многократно, если человек попадает под влияние тоталитарных конструктивных сект, тогда он может совершать преступления вопреки своей воли под влиянием лидера секты. В XXI век человечество вошло, с одной стороны, при вседозволенности всех религиозных течений, с другой – с идеей универсальной церкви. Религиозный плюрализм приводит к идее – все равно как верить, ведь бог один. Если встать на такую позицию, то нравственными можно признать ритуальные убийства, акты религиозного экстремизма и терроризма, ведь они совершаются под воздействием определенных религиозных убеждений.
Духовной безопасности и в прессе и в документах Госдумы и правительства отводится весьма скромное место.
А истина и смысл жизни сформированы Христом: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все приложится вам».
О новомучениках российских, пострадавших за веру и Отечество, рассказывал в своем выступлении протоиерей Федор Ефименко. В их жизнях, исполненных страданий и скорби, православные христиане находят пример жертвенной любви к Богу и ближнему. Гонения на Русскую Православную церковь начались с 1917 года. В 1937 – массовые репрессии в стране, аресты и допросы, решения о расстрелах. В 1937 году 136 тысяч православных священнослужителей были арестованы, 85300 человек из них были расстреляны, в 1938 году – 38 тысяч арестованы, 21500 – расстреляны. Число погибших православных христиан в эти годы огромно. Кубань также пережила все этапы репрессий. Народная память хранит имена убиенных священнослужителей. В нашей стране поминать новомучеников российских начали с 1991 года. В их числе пятер о священников, расстрелянных на Кубани осенью 1921 года, один из них наш ближайший земляк, священник Иоанн из станицы Незамаевской. Но ни количество, ни величие святых само по себе не будет спасением для нас, если не станет частью нашей жизни.
Ведущая мероприятия Е.Ю. Дорошенко напомнила собравшимся, что в Волгограде (Сталинграде) сохранили Дом Павлова, который получил свое имя в честь сержанта, его оборонявшего. Но мало кто знает, что в одном из разрушенных домов сержант Павлов нашел Евангелие и после войны стал священником. Он и ныне здравствует, архимандрит Павлов живет сейчас в Троице-Сергиевой лавре.
Преподаватель основ православной культуры СОШ № 30 В.С. Ерофеева рассказала, какую большую роль играет факультативное преподавание ОПК в школах для воспитания молодежи.
Работник библиотеки Н.В. Бездольная поведала о православных книгах, которыми они могут порадовать своих читателей.
Грамотами и подарками были награждены победители и призеры муниципального этапа III Всероссийской олимпиады школьников по ОПК на тему «Русь Святая, храни веру Православную!»: Ирина Буторина и Дарья Войтюхова (СОШ № 6) и их преподаватель Н.Н. Павлоградская; Наталья Кальдон (СОШ № 30) и ее преподаватель В.С. Ерофеева, Виктория Рогаль и Мария Мирзоян (СОШ № 5) и их учитель Е.С. Ледяйкина, Дарья Забара (СОШ № 7) и ее преподаватель Л.В. Мартынова.
Н.И. Майстровский, сотрудник музея имени Кондратюка, подробно рассказал о том, как в Октябрьской (Новомихайловской) был построен храм. Как в 1932 году его стали использовать под зернохранилище, а в 1937 – разрушили. На его месте и там, где хоронили казаков – в парке на улице Тищенко, предполагается установка поклонного креста.
Игумен Стефан, напутствуя станичников, призывал: «Старайтесь держаться доброго, а плохого отметаться».
Никого не оставило равнодушным выступление учащихся школ и детского православного коллектива «Светлячки» из Павловского района.
Сретенские чтения помогли организовать: руководители предприятий ЗАО СП «Авангард» – Е.В. Савранский, агрофирмы «Павловская» – К.В. Дробит, ЗАО «Крыловское» – Н.И. Чубов, ОАО «Крыловский элеватор» – Н.И. Кибец, ОАО «СельхозПереработка» – Д.В. Усов, ООО «Хлебное дело» – О.В. Тушева; индивидуальные предприниматели: Н.А. Муругова, Г.А. Саркисян, Л.М. Черныш, М.А. Саакян, Н.Ю. Бондаренко, А.Г. Гаспарян, А.А. Кузема, А.И. Павлюк.
О. Подобная.