Начался новый учебный год. По традиции, чтобы обозначить основные задачи, стоящие перед педагогической общественностью, работники сферы образования провели конференцию. Однако форма ее проведения на этот раз была изменена. Проводил совещание глава района С.И. Убийко, а в президиуме присутствовали зам. главы по соцвопросам С.Н. Затонская, начальник управления образования Е.В. Лобода, председатель райкома профсоюза работников образования В.В. Погуляев.
Термин знакомый. А в чем его сущность?
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых путей развития. Однако время и практика показали: что бы сейчас ни менялось, какие бы концепции ни возникали, все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Об этом говорила в своем выступлении Е.В. Лобода: «Термин «качество образования» широко используется, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой, ни администраторами от образования, ни нашей педагогической общественностью.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. А действующей она станет только после многократного нашего обсуждения в каждом коллективе, будучи понятой и принятой всеми участниками образовательного процесса».
Мест в детских садах станет больше
Поскольку процесс образования начинается не с первого класса, а еще в дошкольном возрасте, разговор и начался с дошкольных образовательных учреждений. У нас в районе 2340 детей дошкольного возраста, 1823 ребенка – в возрасте от 1 до 7 лет. Более 840 посещает детсады. Для детей, не посещающих детские сады, открыты группы кратковременного пребывания (адаптационные, оздоровительные, предшкольной подготовки, клубы для родителей, консультативные пункты) с охватом более 250 дошкольников; на базе общеобразовательных учреждений функционируют группы предшкольной подготовки с охватом 135 детей. И общий охват дошкольным образованием, по сравнению с прошлым годом, вырос на 2%.
В программе социально-экономического развития Крыловского района на 2009 год и период 2010 и 2011 годов запланирован капитальный ремонт детских садов с дополнительным введением 55 мест. В 2011 году при наличии краевой целевой программы «Развитие дошкольного образования» МДОУ «Березка» будет включено в план капитального ремонта. Изготовлена сметная документация на сумму 1200 тысяч рублей на ремонт группы в ДОУ № 9 «Аленушка» станицы Кугоейской с введением 20 дополнительных мест. С 1 сентября, после ликвидации ПУ-18, здание будет перепрофилировано в ДОУ. Это позволит дополнительно ввести 60-70 мест. Таким образом, количество мест в детских садах увеличится на 145.
Грамотность ухудшается…
В школах района в 2009-2010 учебном году обучались 3736 учащихся, условно переведены в следующий класс трое учащихся (СОШ № 5 – двое в 11 класс, СОШ № 30 – один в 8 класс), шесть обучающихся 10 класса переведены на другую форму обучения. Показателем качества образования могут служить результаты государственной итоговой аттестации, и Евгения Викторовна подробно о них рассказала. Анализ обучаемости девятиклассников по предметам государственной итоговой аттестации показал, что результаты по математике стали лучше, а по русскому языку – хуже, чем в прошлые годы. Причина ухудшения видится в недостаточной подготовке в течение прошлых лет. Выход – в совершенствовании преемственной работы между начальным и основным звеном школы, так как основы грамотности закладываются именно там.
Госэкзамены выдержали 445 выпускников девятых классов, шесть из них получили аттестаты с отличием, 20 – отмечены за особые успехи в изучении отдельных предметов.
ЕГЭ сдавали 229 одиннадцати-классников, пять выпускников 12 классов очно-заочного обучения и пять выпускников прошлых лет. Итог показал, что порог успешности преодолели все выпускники по литературе, английскому, немецкому, французскому языкам, химии, обществознанию и географии. По нескольку человек не преодолели порога успешности по русскому языку, математике, истории, информатике, биологии и физике. При этом результаты по русскому языку, обществознанию, химии и физике улучшились. Работа по ведению диагностических карт, индивидуальным занятиям со слабоуспевающими дает результаты, а значит, ее надо продолжать, совершенствуя методы и формы. По итогам ЕГЭ 2009-2010 года было отмечено, что цели и задачи его достигнуты.
Переходим на новые стандарты
Говоря о качестве образования, нельзя хотя бы несколько слов не сказать о работе с одаренными детьми. У нас 716 учащихся приняли участие в муниципальном этапе предметных олимпиад, 147 стали призерами и победителями. В зональном туре – 77 учащихся (21 стали призерами и победителями). В краевом туре – 12 учащихся, однако призовых мест занято не было. Ученики 1-7-х классов участвовали в краевой викторине по кубановедению, из 100 человек 27 заняли I-III места. И по итогам предметных олимпиад виден рост качественных и количественных показателей по ряду параметров. 55 учащихся приняли участие в работе краевой заочной школы «Юниор». Пять проектов было заявлено в работе научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани, две работы – «Эврика-Юниор». Все они заняли призовые места на зональном этапе, а на краевом проект Анастасии Духнай (СОШ № 3, учитель Е.П. Антипенкова) победил в секции «Кубановедение».
Сейчас идет переход на новые образовательные стандарты, в соответствии с утвержденной президентом инициативой «Наша новая школа». Наш район, в частности, принял участие в эксперименте по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Пилотной площадкой определена школа №1. Апробация нового стандарта в первых классах здесь начинается с 1 сентября, а с 1 сентября 2011 года новый образовательный стандарт вступает в силу по всей стране.
Мысль о том, какую роль в формировании личности ученика играет учитель, звучала во всех выступлениях. При этом педагоги и сами должны развиваться, совершенствуясь в профессии. Что они и стараются делать: значительно больше стало педагогов, участвующих в зональных и региональных мероприятиях. А по итогам аттестации подтверждается стабильная результативность в обучении и воспитании.
Кому учебник, кому – Интернет
Материальная база и обеспеченность учебной литературой играют не последнюю роль. Если общеобразовательными учреждениями района за счет краевых субвенций в 2008 году было закуплено 2335 учебников, на общую на сумму – 276956 руб. (процент обеспеченности – 32 %), то в 2009 и 2010 годах процент обеспеченности вырос, а на начало нового учебного года превысил 70%. Причем поставлена задача за ближайшие два-три года довести его до 100%, чтобы все школьники были обеспечены учебниками.
В школах района созданы условия для использования современных образовательных технологий. На 12 учащихся приходится один компьютер (как и в крае), на 54 учащихся – один мультимедийный проектор (край – на 80), на 161 учащегося – одна интерактивная доска (край – на 229 учащихся). Все школы получили доступ к сети Интернет. На эти цели из муниципального бюджета было выделено 137,500 рубля.
Спорт, творчество, духовность
Воспитательная работа ведется по трем основным направлениям: спорт, творчество, духовность.
По мониторингу управления образования досуговой деятельностью были охвачены 96,2 % учащихся, что выше краевого (95,3%).
Комплексный подход к организации профилактической работы позволил добиться сокращения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2009-2010 году, более чем на 5% по сравнению с 2008-2009 годом. Однако вырос процент учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом контроле за употребление спиртных напитков, – 42,3%.
Немаловажную роль в воспитании школьников играет успешно проведенная летняя оздоровительная кампания, различными формами отдыха в районе были охвачены 98,9 % детей, что равно краевому показателю.
В 2010 году ассигнования, выделенные муниципальным образованием на организацию летнего отдыха, составили 866,2 тыс. рублей (2009 – 930,8 тыс. руб., 2008 – 877 тыс. руб.).
По сравнению с 2008-2009 годом, активизировалась работа по формированию здорового образа жизни, культуры здоровья, внедрению здоровьесберегающих технологий.
В спортивных школах занимаются 1200 человек, в спортивных клубах всех образовательных учреждений – 1900, в секциях в вечернее и каникулярное время – 608 человек. В Доме детского творчества 108 воспитанников занимаются именно в этих кружках и секциях, это почти на 50% больше, чем в 2008-2009 году.
Проведены массовые соревнования: «Президентские состязания», «Шиповка юных», спартакиада допризывной молодежи, турниры на Кубки губернатора по футболу и стритболу, в которых приняло участие более двух тысяч учащихся. Охват детей всеми этими мероприятиями в 2010 году выше, чем в 2009 году на 11,4%.
Прошла III Всекубанская спартакиада по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани». Итогом выступлений учащихся на зональных соревнованиях стали пять побед. Возможно, введение с 1 сентября трех часов физкультуры во всех классах улучшит эти результаты.
Новички и ветераны
Традиция, от которой не стали отступать на конференции, – прием в педагогическую семью молодых специалистов. Это А.А. Скрипниченко, учитель химии СОШ № 5; Т.А. Фомичева, учитель начальных классов СОШ № 8; Л.А. Харькова, учитель истории ООШ № 13; М.В. Минаева, учитель химии и биологии СОШ № 30; А.Н. Гладких, учитель начальных классов СОШ № 30; М.А. Давиденко и А.И. Соколова, тренеры-преподаватели ДЮСШ. Собравшиеся чествовали педагогов, посвятивших долгие годы работе, уходящих на заслуженный отдых: В.В. Макаренко, более 19 лет руководившего СОШ № 4; И.В. Евко, учителя физкультуры СОШ №5; А.А. Науменко, учителя химии СОШ № 5; Г.В. Нечипоренко, учителя начальных классов СОШ № 9; Е.К. Рябенко, библиотекаря СОШ № 10; А.С. Лепешкину, учителя географии и химии СОШ № 10; Т.Ф. Волкову, учителя математики СОШ № 19; О.Ф. Нищета, учителя математики и директора СОШ № 10 с 1999 по 2006 год; С.А. Мурадову, учителя русского и литературы СОШ № 14; В.П. Полежайко, воспитателя детского сада № 5.
В завершение совещания С.И. Убийко еще раз поздравил педагогов с началом нового учебного года и пожелал успехов. А добиваться их и совершенствовать работу в каждом коллективе помогут справочники, которые в этом году были подготовлены управлением образования и содержат информацию по всем основным показателям всех школ района за последние три года.
М. Яковенко.