К самостоятельным полетам допускали только после сдачи прыжков с парашютом.
Что влияет на выбор будущей профессии, сказать однозначно сложно. У каждого свои критерии. Тут может быть все: наставления родителей, прагматичный расчет, продолжение династии или неуемная тяга к чему-то определенному. Но бывает и так, что один момент определяет все: увидел, захотел, добился и не пожалел.
Пролетающий в небе вертолет всегда притягивает взор детей, особенно мальчишек. Они стоят, задрав вверх головы, с интересом вглядываясь в железную птицу с вращающимися лопастями и стараясь рассмотреть как можно лучше. Ее приближающийся гул завораживает. Подобное хотя бы раз в детстве испытывает практически любой ребенок. Но Витя Адаменко даже и не предполагал, что в будущем будет сидеть внутри этой птицы, управлять ею, знать в ней каждый винтик…
Родом Виктор из станицы Октябрьской. В школе увлекался танцами, выступал с коллективами. Отец, Иван Федотович, работал директором элеватора. Мать, Мария Васильевна, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. О том, чтобы сделать военную специальность делом всей жизни, Виктор даже и не думал. Планы были совсем другие. Все изменил приезд брата Владимира, который учился в военном училище и приехал домой после учебы. Вид брата в форме настолько впечатлил Виктора, что он решил стать военным.
В 1970 году после окончания школы он поступил в 1-е Харьковское военное авиационно-техническое Краснознаменное училище. Это был ускоренный выпуск. В стране не хватало бортовых техников, поэтому курс выпустили раньше положенного срока. После училища Виктор был определен в (СГВ) Северную группу войск бортовым техником на Ми-8. Там он отлетал три года и затем поступил в Киевское высшее военное авиационное инженерное училище. Закончил его в 1980 году и получил назначение в Амурскую область начальником ТЭЧ (технико-эксплуатационной части) авиационного полка.
Здесь были суровые погодные условия. Ночью термометр опускался до -56 градусов, за ночь сугробы вырастали в человеческий рост. Регламентные работы (тяжелые формы обслуживания воздушного судна), выполняемые по налету или времени эксплуатации ВС в технико-эксплуатационной части, велись на машинах ПКРС (подвижных контрольно-ремонтных средств). За ночь на морозе они сильно остывали – приходилось их греть, чтобы ключи не прилипали к рукам. Грели по 2-3 часа печками ОВ-65. А сами работы проводились в специальных больших палатках УПС-16: сюда полностью, без лопастей, закатывался вертолет. Эти палатки тоже прогревали, и только потом в них можно было работать.
В Амурской области Виктор прослужил пять лет. В декабре 1984 года его перевели на остров Сахалин в управление штаба Общевойсковой армии заместителем командующего авиации общевойсковой армии по инженерно-авиационной службе.
К самостоятельным полетам допускали только после сдачи трех прыжков с парашютом. Это необходимо для того, чтобы в случае чего пилот мог катапультироваться и благополучно приземлиться.
Первый прыжок – страшно, но прыгать надо. Все однокурсники уже прыгнули, и отставать от них не хотелось. Закрыв глаза и с мыслью «чтобы еще раз, да ни за что», Виктор шагнул вниз. Когда купол парашюта раскрылся, его переполнил восторг. Уже на земле возникло желание повторить все заново еще и еще. То же самое было и с полетами: поначалу страшно, но со временем привыкаешь, учишься справляться с нештатными ситуациями.
Летать приходилось много. В полку Виктор был единственным холостяком, поэтому если куда-то нужно было срочно лететь, в первую очередь выбор падал на него. Но самый первый полет, безграничное ощущение красоты и высоты, забыть невозможно.
– Естественно, было волнение. Это скорость, набор высоты, на тебя земля бежит, – вспоминает Виктор Иванович. – Летишь, внизу пробегают домики, деревья, квадратики полей, все маленькое, как на картинке. Просто дух захватывало. Потом постепенно к этому привыкаешь.
Были и яркие моменты, которые остались в памяти Виктора Ивановича. В 1981 году произошла страшная авиакатастрофа: в небе над тайгой столкнулись два самолета. В ней чудом выжила женщина.
– Наш полк участвовал в разборе обломков, – вспоминает Виктор Иванович. – Мы находились там, следили за ходом работы, свозили найденные части самолета. И вот, когда нашли эту единственную выжившую, это было непередаваемое чувство. Упасть с такой высоты и остаться в живых – просто невероятно! Ей все аплодировали.
В 1991 году в звании подполковника он ушел на пенсию. За годы службы ему довелось побывать в разных местах: на Камчатке, Курильских островах, в Польше. Перед ним открывались красивейшие места.
– Виктор Иванович, на ваш взгляд, стоит ли молодым людям связывать свое будущее с военными профессиями?
– Сейчас к армии развернулись в лучшую сторону. Я бы посоветовал ребятам присмотреться к военным специальностям. Для мужчины самое главное – это уметь защитить себя, свою семью, Родину. А для этого нужно быть хорошо подготовленным. Тем более, что сейчас военным оказывают помощь с жильем и прочим. Все чаще слышу, что ребята, если не выбирают военное дело своей профессией, то хотят проходить службу в рядах РА. В этом есть свои преимущества в плане трудоустройства: во многих организациях на это обращают внимание. Да и в целом служба в армии нужна. Человек должен быть подготовлен, иметь определенные навыки. Кроме того, она закаляет физически, дисциплинирует.
Сейчас Виктор Иванович вместе с супругой Евгенией Викентьевной занимается домашним хозяйством, разведением декоративных кустарников. В этом деле она главный агроном и главнокомандующий.
С сослуживцами Виктор Иванович связь не теряет и всегда рад встрече с ними. Они разбросаны по всей стране: Краснодар, Москва, Сахалин, но обязательно созваниваются друг с другом. Когда кто-то из них едет летом отдыхать к морю, обязательно заезжает в гости к Виктору Ивановичу. Тут вам и отдых, и встреча с друзьями. На обратном пути все повторяется…
Н. Скиба.