Указом Президента Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. Это заслуженный год людей, чья миссия – формировать личность, духовность, опыт и знания.
Творческая эстафета
Открытие Года педагога и наставника в нашем районе прошло как большой праздник, как пример того, каким образом педагогический опыт и наставничество помогают молодым поколениям лучше познать мир и свое предназначение.
От имени главы района Виталия Демирова с этим знаменательным событием всех представителей педагогического сообщества поздравил заместитель главы Сергей Калашников.
Открывая встречу, ведущий праздника Александр Комаров заметил, что ушедший Год национальных культур дал важный творческий толчок пришедшему ему на смену Году педагога и наставника, передав ему как эстафету главную задачу: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения с опорой на систему духовно-нравственных ценностей, таких как Родина, человеколюбие, справедливость, честь, достоинство, знания, семейные отношения.
Как справедливо было отмечено, Год педагога и наставника в России только вступил в свои права, но есть твердая уверенность в том, что впереди нас ждут интересные события. Мероприятия покажут всю важность деятельности людей, чье предназначение в жизни – просвещать и воспитывать подрастающее поколение, а главное – сохранять и приумножать накопленный опыт, делать его богаче и весомее, чтобы наш район прославляли новые знаменитости, ученые, врачи, педагоги, представители всех сфер деятельности.
Сегодня в нашей стране стоит важная задача – возродить престиж профессии педагога и поднять ее на новый уровень. Опытные педагоги помогают своим молодым коллегам найти себя в профессии. В этом учебном году в образовательные организации пришли работать три молодых педагога. В школе № 1 это учитель русского языка и литературы Диана Владиславовна Степанова, ее наставником стала Александра Ивановна Царегородцева. Наставником молодого учителя физкультуры в школе № 2 Антона Викторовича Ровчакова стала Нина Владимировна Крикус. В школе № 6 с нового учебного года учеников в школьной библиотеке встречает Валерия Александровна Савченко, ее наставник – Елена Михайловна Давиденко.
Опыт наставничества закрепился и в образовательных учреждениях культуры. В этой сфере отметили Зою Васильевну Павленко, которая помогает на начальном этапе работе молодой коллеге Марии Сергеевне Семеновой.
У каждого из нас есть учитель, советы и добрые жизненные уроки которого мы вспоминаем всю жизнь. Им посвятила свое выступление солистка Районного дома культуры Наталья Юрьевна Щербакова.
Народный хор казачьей песни «Кубанские зори» под руководством Ольги Викторовны Хвостик наглядно показал, что наши музыкальные и песенные традиции, самобытные и народные, являются носителями нашего культурного кода, наставниками наших душ и помыслов.
Триединство
Большой сюрприз для участников встречи приготовил коллектив ДШИ станицы Крыловской. Предваряя его, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ Дарья Александровна Кливитенко обратилась к коллегам с благодарностью за кропотливый труд на всех этапах взросления человека:
– На законодательном уровне все педагогические работники образования, культуры и спорта с 2012 года объединены единым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», – сказала Дарья Александровна. – Если мы откроем его, то увидим, что образование – это процесс обучения и воспитания. Именно так. Обучение – это передача знаний, умений и навыков. Но для того, чтобы считаться образованным человеком, недостаточно просто много знать и много уметь – без воспитания ничего не получится. Ведь воспитание в самом простом понятии – это правила поведения в жизни, это те действия, которые человек совершает в социуме. Таким образом, получается, что образование – это лестница от знаний к действию, от знакомства с тем миром, в котором мы живет, – к желанию этот мир преобразовывать к лучшему. И, наверное, вершиной личности человека становится момент, когда человек начнет преобразовывать мир не просто по чьей-то указке или по шаблону, а будет делать это индивидуально, когда он будет эмоционально заряжен на результат, когда будет искать новые подходы и реализовывать свои собственные возможности. Здесь и образуется сильная триединая система, когда образование дает основные фундаментальные знания человеку, система художественного образования в области искусств направлена на развитие индивидуальных качеств личности, на познание самого себя и поиск путей самореализации в жизни, а спорт, как ничто иное, формирует силу характера, целеустремленность, умение не сдаваться и идти вперед. И только так, работая вместе, образование, культура и спорт помогут нам достичь хороших результатов в том, чтобы вырастить новые поколения.
От века потребления к веку созидания
А еще очень важно, насколько мы все вместе будем вовлечены в тот информационный поток, что несет позитивные знания жизни. Именно позитивные. По нему мы будем оценивать и себя, и своих близких дружественно, будем ценить то место, в котором мы живем. Тогда мы будем знать традиции и историю, будем перенимать опыт у людей, которые жили здесь до нас и живут сейчас вместе с нами. Ведь самая главная задача любого образования – сохранение человеческого в человеке, взращивание всего самого лучшего. Воспитание профессионалов не в узкой сфере, а воспитание профессионалов жизни в человеческих отношениях. И только так все вместе мы можем попытаться сделать 21 век не веком потребления, как его уже окрестили, а веком созидания.
Как в школе искусств пробуждают стремление к творческому созиданию, участники встречи увидели на примере выступления оркестра народных инструментов «Лель» под руководством Александра Викторовича Кливитенко. В союзе с преподавателями: Мариной Викторовной Миненко, Ириной Михайловной Соловьевой, Марией Владимировной Гилевой, Сергеем Алексеевичем Желудковым они представили постановку «Метель» по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина с музыкальными иллюстрациями Георгия Ивановича Свиридова.
Почти на час зал погрузился в атмосферу 19 века, сопереживал героям, зрители растворились в музыке… Мы рассказывали уже о премьерном показе этой постановки – по окончании преставления зал аплодировал стоя. На этот раз успех был таким же. Вот что значит великая сила искусства и талант педагога – увлечь своим мастерством, даже в нашем суматошном 21 веке.
М. Любченко, фото автора.
В нашем районе 80 % школ реализуют целевую модель наставничества по форме «Учитель – учитель».