Как жить по средствам и развиваться.
Финансовые итоги года подводятся, когда он уже завершен. Тем не менее, сейчас уже можно видеть предварительные. Наверняка, их каждый оценивает для себя с точки зрения семейного бюджета. Мы же поговорили о бюджете нашего района с заместителем главы муниципального образования по финансам, бюджету и контролю, начальником финуправления Натальей Дзюба.
– Наталья Ивановна, этот год был сложным, со своими особенностями, а каковы его результаты с точки зрения финансов?
– На самом деле каждый год в чем-то сложный. Для нас важно, что все взятые на себя обязательства мы выполнили.
Бюджет района был сбалансированным по доходам и расходам – это основной принцип всей бюджетной системы Российской Федерации, и мы обеспечили его соблюдение. По состоянию на 13 декабря общий объем доходов составил 1315 млн рублей. Собственные налоговые и неналоговые доходы утверждены в сумме 291 млн рублей, а поступило на эту дату 326 млн рублей (процент исполнения – 112, темп роста – 110%). Эти показатели регулярно оцениваются, и в ранжированной таблице края Крыловский район по исполнению бюджета занимает пятое место, по темпам роста – 18 среди 44 муниципальных образований.
Именно с территории района в консолидированный бюджет края поступило 879 млн рублей, при темпе роста 119%. Это 17 место в краевой ранжированной таблице.
– Что у нас является основным доходным источником?
– Налог на доходы физических лиц. В бюджете района он занимает порядка 54%.
– Поэтому такое большое значение имеет работа с организациями, предприятиями и предпринимателями по легализации трудовых отношений?
– Безусловно. Заключение трудовых отношений, их оформление и чистая заработная плата – все это важно не только для работника в плане его социальной защищенности, но и для всего района. 13% от заработной платы идет в виде налога в бюджеты: краевой, районный и сельских поселений. Львиная доля – 55% – в бюджет района. Поэтому серьезная работа проводится заместителями главы района по курируемым ими направлениям во взаимодействии с контролирующими органами в плане легализации заработной платы, и она приносит положительные результаты.
– Что можно сказать о расходах бюджета, на что больше всего тратим?
– Бюджет района социально ориентирован. На данный момент на социально-культурную сферу – образование, культура, спорт, социальная политика – приходится 81%. (Примечание: финансирование здравоохранения не относится к полномочиям муниципалитета).
Наш район активно участвует в государственных краевых программах, чтобы максимально привлечь дополнительные средства на исполнение своих полномочий в рамках 131-ФЗ. Обязательным условием здесь является обеспечение софинансирования. По разным программам процент софинасирования варьируется. В целом на эти цели из бюджета района было выделено 19 млн рублей. Это и позволяет нам строить газопровод, канализационные очистные сооружения, проводить реконструкцию школы, ремонты в детских садах и школах.
– Важный показатель – отсутствие муниципального долга. Что это дает району? И можно ли здесь для общего понимания провести параллель с потребительскими кредитами, которые есть у многих?
– Конечно, каждому человеку, у которого кредит есть, аналогия будет понятна: это бремя, понимание того, что к определенному моменту ты должен собрать сумму на погашение процентов и основного долга по кредиту. Но одна ситуация – когда человек сам принимает решение, берет кредит, оценивая и рассчитывая свои силы и возможности. Другая – когда речь идет о бюджетных средствах и благосостоянии большого количества жителей, когда средства, которые тратятся на обслуживание коммерческого кредита, могли быть потрачены на решение вопросов районного уровня.
Для сравнения можно сказать, что на 1 января 2015 года у нас был муниципальный долг 105 млн рублей. Просроченная кредиторская задолженность доходила до восьми миллионов. А что такое кредиторская задолженность, а тем более просроченная? Это значит, что бюджет не может оплатить расходы, необходимые для существования тех же школ и детских садов. С 2017 года мы полностью ликвидировали просроченную задолженность, а с 2020 года у нас вообще нет муниципального долга.
Стараемся жить по имеющимся средствам бюджета. Все финансирование осуществляется после детального анализа необходимисти расходов и их стоимости.
Да, контроль жесткий. Но именно такой подход позволил нам выйти из накопленных долгов и продолжить развитие в позитивном ключе.
Полосу подготовила М. Любченко.