Новости

Любовь графа Николая Шереметева


К нам в редакцию написала давняя наша подписчица из станицы Октябрьской Галина Александровна Белоусова. Вот такую историю она нам прислала.

«Я много раз бывала в Москве. А в Останкино попала лишь однажды. Со смотровой площадки останкинской телебашни, как с высоты птичьего полета, хорошо видно поместье Шереметевых. Когда читала о жизни и судьбе этих знаменитых дворян, меня всегда потрясала невероятно чистая, светлая, настоящая любовь графа к крепостной актрисе. Очень хочется поделиться своими впечатлениями с теми, кто еще не знает об этой любви.

Какие удивительные совпадения могут быть через сот-ни лет. Еще в 18 веке граф Николай Петрович Шереметев по предсмертному наказу его единственной любимой – Прасковьи Жемчуговой построил странноприимный дом – «Склиф». К его строительству он привлек известных архитекторов – отечественного и итальянского. Многие десятки лет здесь находили приют нищие, убогие, больные, голодные, попавшие в беду, потерявшиеся странники. В богадельне ежегодно раздавали приданное ста бедным невестам, которые встретили суженого, свою любовь, но не могли выйти замуж из-за своей бедности. И сейчас этот дом служит доброму благородному делу: здесь получают медицинскую помощь десятки тысяч больных в год. После революции в Склифе была городская больница, чуть позже она получила название институт имени Н.В. Склифосовского, в честь знаменитого российского хирурга. Все, о чем мечтала Параша, сбылось. Боль простых людей была ее болью, так как ей самой пришлось многое испытать.

Родилась она в семье кузнеца Горбунова – «холопа Ивашки». Односельчане звали их также – Кузнецовыми и Ковалевыми. Параша – дочь кузнеца – коваля, горбуна – то ли прозвища то были, то ли фамилии. Мать у Параши и ее братьев умерла рано. Дети жили с пьющим отцом, у которого из-за его условий труда образовался туберкулез позвоночника и вырос горб. В детской памяти навсегда остались дикие драки пьяного отца, когда он возвращался домой весь избитый. Перспективы у крепостной девочки были бы не радужные, если бы в раннем возрасте у нее не обнаружили певческий талант и музыкальные способности.

Лет в семь Парашу забрали в господский дом к княгине Марфе Михайловне – маленькой седенькой старушке, которая захотела обучить талантливую девочку и сделать своей воспитанницей. Парашу искупали, одели в кружевную сорочку и красивое платье. Учили есть не из общего котла, а из отдельной тарелки, использовать столовые приборы, не класть локти на стол, держаться спокойно и уверенно, с изяществом. Девочка была способной, ей все давалось легко – грамота, арифметика, иностранные языки – итальянский и французский. Парашу с малых лет стали готовить к игре в театре, учили музыке, пению, театральному искусству.

В то время была мода на поместные театры, которые знатные и богатые дворяне устраивали в своих усадьбах. Род Шереметевых был очень богат и знаменит. Первый театр построил граф Петр Шереметев, но расцвет театр получил при его сыне Николае. Он построил дворцовый комплекс в селе Останкино, куда и перенес театр. Первая встреча Николая и Параши произошла, когда граф вернулся из-за границы, где заканчивал свое образование. Девочке было всего восемь лет. Молодому двадцатипятилетнему графу запомнился ее ангельский образ и удивительной красоты голос. За него она получила свой псевдоним Жемчугова. Никто тогда не подозревал, что последней ее фамилией станет – Шереметева…

Впервые играть в спектакле Параша начала лет с 11. А в 16 была уже примой театра. Ее удивительный голос и великолепная игра потрясали души. В театре Шереметева случалось небывалое. Императрица Екатерина Великая после оперы сняла с царственного перста кольцо и подарила его крепостной актрисе. Среди поклонников таланта Прасковьи Жемчуговой были император Павел I, польский и шведский короли, знаменитый итальянский архитектор Кваренги и много других именитых людей. Она была примой театра и фавориткой графа Николая Шереметева. А он был бесконечно влюблен в Прасковью, но не мог жениться на крепостной актрисе: уж слишком широка и глубока была меж ними социальная пропасть.

Николай Шереметев был одним из самых завидных женихов. Можно только догадываться, сколько красавиц из высшего света пытались добиться его расположения и метили в невесты. Но его сердце принадлежало Прасковье.

Когда графу было около 40 лет, император пожаловал ему высокое звание, которое предполагало постоянное присутствие при дворе. Николай Шереметев переезжает в Петербург и забирает с собой Прасковью. Но для высшего света она была пустым местом, крепостной девкой. Возможно, тогда граф осознал, как несправедливо и унизительно положение Прасковьи, которая была любовью всей его жизни. Николай Шереметев дает вольную своей любимой. А через время они тайно венчаются. Сам митрополит дает им благословение. Бывшая крепостная, как в сказке про Золушку, становится графиней. Увы, высший свет не признал этот брак. К тому же климат Петербурга, а возможно и волнения, связанные со столичной жизнью, подрывают здоровье Прасковьи – у нее обостряется туберкулез. Через два года она рожает наследника для знаменитого рода – сына Димитрия. Роды подрывают ее последние силы. Николай Шереметев приглашает самых известных врачей того времени, чтобы спасти свою любимую. Но они оказываются бессильны. На похоронах графини Шереметевой не было никого из высоких поклонников ее таланта и высшего света, только друзья – крепостные актеры и убитый горем муж. Николай Шереметев пережил свою жену всего на семь лет. Все эти годы, как завещала ему Прасковья, он посвятил благотворительности».

Подготовила О. Подобная.

Предыдущий материал
Следующий материал