Новости

О чем болит моя душа…


О чем болит моя душа...
“Т.Н. Юпилайнен.”

Прошел сентябрь… наступил октябрь, первые месяцы пребывания первоклассников в школе. И вы с умилением смотрите на своих «взрослых» сына или дочь. Еще вчера они были беспечными, озорными, не ведающими ни забот, ни хлопот. А сегодня ходят в школу, в свой первый класс.

Все мы знаем, что от первых школьных шагов зависит многое в будущей судьбе наших детей: отношение к делу, к людям, способность управлять своим характером, потребность жить по большому счету, не разменивая себя на пустяки. Детям должно быть комфортно, интересно в школе – и тогда учебная работа станет радостью. Но зависит это – знаю по собственному опыту – не только от педагогов. Ну посудите сами: если малыш к семи годам не может назвать полного имени-отчества родителей (мама Марина, папа Саша), не имеет представления об их профессии и месте работы, затрудняется назвать свой адрес, не выучил ни одного стихотворения, значит, в семье не потрудились над развитием ума и памяти ребенка.

И вот еще о чем болит моя душа… Это беспокоит меня как бабушку, но в первую очередь должно беспокоить родителей. Задумайтесь, знают ли ваши дети свой род? На сколько они его знают? Мне могут возразить: зачем, мол, ребенку забивать голову тем, кто его предки, какими они были.

– Бабушка, это ты моего папу родила? И дядю Пашу? Значит, ты их мама? – немного подумав, – а тебя кто родил? Старенькая бабушка Оля? Это было давно? – вздохнув, – ух, какие мы с братом уже давняшние…

Этот забавный разговор с внуком–первоклассником порадовал меня тем, что ребенка интересует, кто есть кто, и он чувствует, что он не один, у него были предки – прабабушки и прадедушки, тети и дяди, а у них тоже были дети – значит, тоже родня…

Вспоминается далекое дет-ство. В родительском доме в рамках под стеклом на стенах висели фотографии родных.

– Это ваш дед, Семен Павлович, – бывало, говорила нам, детям, наша мама, показывая на пожелтевший портрет. И мы, вглядываясь в моложавое еще лицо деда, которого никогда не видели, старались найти сходство с ним. – Он погиб в гражданскую, – продолжала мама. – А каким он мастером – жестянщиком был! Людям крыши на домах крыл железом. А как на скрипке играл, на гармошке! Самоучкой был!

Далее мы узнавали, что в семье деда и бабушки было 11 детей, что живыми после голодных лет осталось только четверо. Жили дружно, трудились сообща. И мы, дети, уже знали, что предки были трудолюбивыми, талантливыми, впоследствии гармонистами были и трое маминых братьев, а потом и их сыновья… Слушая рассказы мамы, мы переводили взгляд на другие фотографии, а она все говорила, говорила… В наших же душах росла гордость за своих предков.

Иногда приходится слышать от мамы в адрес сына:

– Ты такой же грубиян и лодырь, как твой отец! Или отец – дочери:

– Такая же легкомысленная, как мать, одни наряды на уме!

Зачем, скажите, демонстрировать перед детьми какие-то недостатки друг в друге? Это унижает и вас, родителей, и детей. Авторитет родителей сводится к нулю, в детях развиваются комплексы. А почему бы родителям не говорить о хороших качествах друг в друге, ведь они, наверняка, есть? Думаю, что в каждом есть и таланты, и полезные увлечения. Думаю, что эти стороны необходимо открывать детям.

Говорю внуку:

– У тебя талант от деда, он на гитаре отлично играл, а ты вот на балалайке виртуоз.

Как-то возвращались с внуком с прогулки, и вдруг он заспешил:

– Пойдем скорей, бабушка, я же папе должен помогать, мы дорожку к калитке кладем, я кирпичи подношу. Мама говорит, что папа для семьи старается, а я тоже – «семья», – и столько радости во взгляде.

Вы согласитесь, что ребенку надо чувствовать себя нужным в семье, ему хочется подражать старшим, необходимо поощрять желание ребенка быть рядом с родителями, пусть в малом, но помогать им.

Думаю, меня поддержат мамы и папы в том, что с детьми надо чаще разговаривать, уделить время – выслушать. Ведь не только у нас, взрослых, проблемы, есть они и у детей, и им необходимо с кем-то поделиться. И разговоры с детьми, и общий труд, и просмотр старых фотографий родственников – все это сближает взрослых с детьми. Поверьте, детская память на всю жизнь сохранит то, что услышано и увидено в раннем возрасте.

Когда внучка-пятиклассница обратилась с просьбой помочь составить ей «генеалогическое древо» семьи (им на уроке задание было), я с готовностью ответила. Надо было видеть, с каким интересом внучка перелистывала пухлый семейный альбом, рассматривая черно-белые фото и поминутно спрашивая:

– А это кто? Бабушка Оля в молодости? Краси-ивая! – кокетливо, – а я на нее похожа? Ух ты, сколько родни! А я думала – мама, папа, брат и ты, бабушка.

Дети узнают не только имена своих предков, они постигают, чем занимались они, какой оставили след, что передалось от них потомкам.

Эти экскурсии в прошлое воспитывают в детях гордость за своих родных, стремление не посрамить чести своего рода, семьи плохими поступками.

Конечно, сегодня много фотографий в телефонах, планшетах, но часто ли дети заглядывают туда? Ушли в прошлое семейные альбомы, но там, где они сохранились, они не должны ютиться где-то в шкафах, они должны стать достоянием наших детей, внуков и правнуков. Именно они расскажут им, какого они роду–племени, они помогут воспитать уважительное отношение к родителям, к старости, к ее проблемам. А это не так уж и мало, поверьте мне!

Т. Юпилайнен.