С.А. Горб, О.А. Василяка, А.А. Лысенко, Н.П. Горетая, О.В. Татаринова, В.Н. Филь.
Всем известно, что математика помогает развивать многие умственные качества, аналитические и мыслительные способности, тренирует память и усиливает быстроту мышления. Если физкультура тренирует тело, то математика – гимнастика для ума.
В жизни практически нет ни одной области, где бы ни пригодились математические знания: повар отмеряет граммы, швея – сантиметры, строители вычисляют объемы и площади. Вот и получается, чтобы что-то сделать, нужно сначала решить хотя бы простую арифметическую задачу. А где же учат их решать? Естественно, в школе. Именно там мы познаем азы всех наук. Сегодня остановимся подробнее на математике.
В МБОУ СОШ №4 всего четыре школьных методических объединения (ШМО). Одно из них – объединение естественно-математического цикла. Оно включает в себя такие предметы, как физика, математика, химия, информатика, география, биология и технология. Все эти дисциплины взаимосвязаны между собой. Невозможно решить задачу по физике, не зная математических действий.
Более 20 лет назад объединение возглавляла Наталья Владимировна Кучеренко. Она преподавала в школе химию и биологию. В общей сложности своей работе отдала 47 лет. Находиться на ее уроках было одно удовольствие. Она могла так преподнести свой предмет, что, прослушав тему на уроке, учебник можно было не открывать – настолько все было интересно и понятно. За время руководства объединением, добилась высоких результатов: под ее наставничеством дети занимали хорошие места в олимпиадах, выбирали ее предметы для поступлений и неплохо их сдавали на экзаменах. Сейчас Наталья Владимировна находится на заслуженном отдыхе.
Руководит объединением Валентина Николаевна Филь. Она преподает в школе математику. Всего в объединении семь педагогов: А.А. Лысенко (математика, физика, информатика), Ю.В. Скляренко (физика, физкультура), О.В. Татаринова (география), О.А. Василяка (химия, учитель начальных классов), С.А. Горб (биология), Н.П. Горетая (технология). Основная цель их работы – повышение эффективности преподавания своих предметов, подготовка учеников к ЕГЭ. На их предметы приходится большая часть экзаменов по выбору.
Деятельность ШМО идет по плану, который составляется на год. Сюда входят мероприятия на соответствующую тематику, открытые уроки, взаимное посещение. До пандемии проводились КВН, межклассовые викторины, но пока с ними приходится повременить. Ученики ежегодно участвуют в олимпиадах. В прошлом году Света Подколзина, на тот момент учащаяся 7 класса, стала победителем районного этапа Всероссийской олимпиады по математике. На заседаниях учителя обсуждают проблемы, нововведения, делятся наработками. В этом учебном году на базе школы запланировано районное методическое объединение по математике и информатике. По этим дисциплинам будут проведены семинары-практикумы. В девятом классе пройдет открытый урок, который проведет В.Н. Филь. А под руководством А.А. Лысенко состоится внеклассное мероприятие «Учусь играть».
Работа в школе интересна и разнообразна. К каждому классу, к каждому ребенку нужен свой подход. Одному достаточно того, что есть в учебнике, другому приходится объяснять подробнее, приводить примеры. Невозможно применять один и тот же план ко всем. Задача учителя – сформировать человека, готового к обществу. Сейчас у учителей появился новый способ дополнительного обучения в режиме онлайн. Но школе не хватает специалистов, поэтому приходится совмещать дисциплины. Нужны молодые кадры.
– Необходимо, чтобы коллектив омолаживался, – говорит Валентина Николаевна. – Огорчает тот факт, что выпускники не возвращаются в родные стены. Это надо делать сейчас, пока мы еще работаем и можем передать новому поколению свой опыт, что-то подсказать.
Безусловно, математика важна. Но что делать, если ребенку она неинтересна и на этой почве у него возникают проблемы с обучением?
– В первую очередь учитель должен расположить к себе детей, – рассказывает Алевтина Александровна. – Надо постараться уделить внимание каждому, понять причину, по которой возникли трудности, и только потом подбирать индивидуальный план.
Вот так, используя современные технологии, учебники, свои опыт, знания и подход к детям, учителя из года в год добиваются положительных результатов.
Н. Скиба.