Новости

Насколько крепко любил отчий дом, настолько был беспощаден к врагу


Насколько крепко любил отчий дом, настолько был беспощаден к врагу
“”

Бондаренко Иван Николаевич родился в Екатериновской в 1916 году. Дед его был из зажиточных, на Кубани это означало, что в семье все приучены к тяжелому крестьянскому труду. В родной станице окончил восемь классов. Почти десять лет его жизни были посвящены службе Родине. С 1937 года он проходил службу кавалеристом в 31 Кубанском полку. В 1938 году поступил курсантом во 2-е Тамбовское кавалерийское училище. С декабря 1939 года был стрелком 133 стрелкового корпуса 14 стрелковой дивизии. До начала войны, в 1940 году, Иван Николаевич успел создать семью. С супругой Татьяной Лаврентьевной у них было восемь детей, двое, к несчастью, умерли совсем маленькими.

Полгода с начала Великой Отечественной войны Иван Николаевич проходил подготовку в Винницком военно-пехотном училище, затем с декабря 1941 по август 1942 года командовал взводом 16 кавалерийского полка 30 кавалерийской дивизии, затем до октября 1943 года был командиром роты 22 стрелкового полка 16 стрелковой дивизии. И до окончания войны командовал ротой 18 танковой бригады 6 танковой армии.

Только за отличия в ходе весенних боев 1945 года Иван Николаевич был удостоен трех орденов: 5 марта он был представлен к награждению орденом Красного Знамени, 22 марта – к ордену Александра Невского, 24 апреля – к ордену Красной Звезды. В частности в архивных документах так описаны действия командира роты, за которые он был награжден орденом Александра Невского: «Товарищ Бондаренко, умело обойдя оборону противника перед городом Хаймашкер с левого фланга, первый со своей ротой ворвался в город, поднял панику в стане врага, который застигнутый врасплох не мог противостоять стремительно ворвавшейся в город роте тов. Бондаренко. Отдельные группы, пытавшиеся сопротивляться, были немедленно уничтожены. Попытки противника задержать продвижение роты тов. Бондаренко за счет сил переднего края обороны привели к ослаблению последнего, чем не замедлили воспользоваться другие наши наступающие подразделения. Последние, прорвав оборону противника, тоже ворвались в город и после жаркого боя заняли его.

В городе на станции был захвачен эшелон с воинскими грузами, большие военные склады с продовольствием и много автомашин. В этом бою рота тов. Бондаренко уничтожила 37 и взяла в плен 17 солдат и офицеров противника. Потери роты – три человека раненых».

– Папа о войне вспоминать не любил, почти ничего не рассказывал, – говорит дочь Любовь Ивановна. – Мама как-то рассказывала, что после того, как он получил первое ранение, еще в начале войны, ему дали отпуск домой. Когда срок отпуска подошел к концу, и она провожала отца на фронт, простилась с ним на железнодорожной станции. Но состав не успел дойти до следующей станции, как налетели вражеские самолеты и началась бомбежка. После этого раненых военных отправили на Кавказ на лечение, а потом распределили в действующие части.

Когда гвардии лейтенанта Ивана Бондаренко комиссовали, в 1946 году, он вернулся в родную станицу, чему несказанно рада была его мама, дождавшаяся с фронта живыми и мужа, и сына:

– Дедушка Николай Федорович Бондаренко прошел всю войну и ни разу не был ранен, – вспоминает Любовь Ивановна, – у папы ранение было не одно. Так и остались у него на всю жизнь осколки в ноге и руке. Тяжелое ранение он получил на Дальнем Востоке, куда его направили после капитуляции Германии (но об этом времени его службы записи в военном билете не осталось). Тогда папа рассказывал, что выжил благодаря тому, что ему перелили кровь, спасла китайская женщина. После войны он работал в колхозе «Кавказ» бригадиром, потом учетчиком, а когда осколки стали сильно беспокоить – перешел на легкий труд, был конюхом, сторожем. Но совсем без работы он не мог, до 1985 года трудился, а в 1986 папы не стало».

Детям Иван Николаевич запомнился как хороший семьянин: он очень любил двух женщин – свою маму и жену, всегда находил время позаниматься с детьми, проверить уроки. А еще был совершенно неконфликтным человеком, крепкого словца от него не услышишь, дочь не смогла припомнить случая, чтоб он вообще с кем-то ругался. Видимо, он и был таким решительным и бескомпромиссным в бою с врагом, потому что так сильно любил свой дом и хотел мира.