В последние дни уходящего года профессиональный праздник у работников органов ЗАГС. И к этому моменту коллектив отдела ЗАГС Крыловского района завершил очень важную работу. Об этом мы побеседовали с начальником отдела Любовью Григорьевной Василенко.
– Коллективом нашего отдела проведена емкая и кропотливая работа по внесению данных в Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния. Он был создан во исполнение указа Президента РФ от 15 января 2016 года № 13. Полномочия по созданию Реестра были возложены на государственную налоговую службу. Основа единого реестра – это программное обеспечение, разработанное ФНС России, в котором осуществляется государственная регистрация всех видов записей актов, производятся действия, касающиеся изменения уже существующих записей, в том числе действия по выдаче повторных документов. Создана единая облачная среда, в которой уполномоченные сотрудники органов ЗАГС, после подтверждения права на доступ к системе, смогут выполнять любое действие по государственным услугам в сфере актов гражданского состояния, используя при этом все преимущества централизованной системы хранения данных.
И в эту облачную систему включены не только вновь создающиеся записи, но и все актовые записи, созданные в нашем районе с 1935 года. Относительно нашего района мы говорим именно об этой дате, поскольку архивы сохранились с 1935 года по 1942 – частично, а уже с 1943 года – в полном объеме.
При этом у нас более 10 тысяч восстановленных записей. Они были созданы в период паспортизации граждан: люди, утратившие свои документы в ходе Великой Отечественной войны, получили право восстановить их. Это были записи о рождениях дореволюционного периода, которые хранились в церквях и были утрачены в годы гонений на церковь и разрушения храмов. Это были записи о регистрации браков, уничтоженные во время войны. Люди обращались в органы ЗАГС, и с их слов специалисты составляли новые актовые записи – все они тоже внесены в единый реестр.
Сначала нам пришлось оцифровать и выверить все записи, то есть все книги перевести в электронную форму. В общей сложности, в нашем отделе 107392 акта переведены в электронный вид. Это же количество уже выгружено в Единый государственный реестр актовых записей.
– Что дает этот Реестр?
– Взаимодействие всех участников системы актов гражданского состояния, органов ЗАГС разных субъектов. Возможность получения повторного документа или справки, подтверждающей факт регистрации, в день обращения независимо от того, где хранится акт.
– Отпадает необходимость делать запрос и ждать?
– Да. Если раньше к нам обращался человек по поводу записей, составленных не в нашем районе, приходилось делать письменный запрос, отправлять его почтой, ждать ответа, потом отводилось определенное время на рассмотрение… Словом, минимальный срок ожидания для человека составлял около месяца, а случалось ждать и дольше в зависимости от дальности расстояния, порой только на почтовую пересылку уходил месяц.
Были и другие ситуации, когда у граждан возникали вопросы в части внесения изменений в акты гражданского состояния, а мы, не видя самого акта, не могли понять, что именно не так: несовпадение даты рождения, отчества или что-то еще. К примеру, детям надо вступать в наследство, а написание имени ушедшего из жизни родителя в его паспорте отличается от того, как оно записано в свидетельстве о рождении ребенка, может всего на одну букву, но это уже проблема. И надо понимать: это просто техническая ошибка или так записано в акте. Сегодня мы можем разыскать эту актовую запись, где бы она ни была составлена, посмотреть и принять решение: если в акте все правильно – выдать повторный документ; если это ошибка – посмотреть другие актовые записи, которые могут все разъяснить, и внести изменения; либо, если других записей не сохранилось и принятие решения не в нашей компетенции, сразу дать человеку отказ, с которым он обратится в суд для дальнейшего принятия решения. Ситуации встречаются очень разные, но теперь разобраться быстрее и проще.
В чем еще преимущество? Раньше, регистрируя рождения, смерти, мы должны были подавать эти сведения в разные государственные структуры (пенсионный фонд, соцзащиту, налоговые органы). Теперь они могут видеть эти данные самостоятельно, поскольку тоже имеют доступ к этой информации, и сами могут уточнить все интересующие их данные по каждому конкретному случаю.
– То есть доступ к Реестру есть не абсолютно у всех?
– Мы работаем с персональными данными, и доступ есть только у уполномоченных органов.
– До какого момента должна была завершиться работа по внесению данных в единый реестр?
– До 31 декабря 2020 года. Отделы Крыловского и Щербиновского районов с ней справились первыми в Краснодарском крае. И в этой системе мы уже активно взаимодействуем с нашими коллегами, особенно по краю.
Конечно, очень много в этот период пришлось взаимодействовать со службой технической поддержки. Были сложности в том, чтобы система приняла восстановленные записи, но эти вопросы разрешены. Еще есть трудность в том, что в разные периоды времени наши населенные пункты относились к разным районам и написание названий было разным, но, мы надеемся, техническое решение будет найдено с совершенствованием программы.
Сегодня я хочу поблагодарить сотрудников нашего отдела, всех наших помощников за то, что, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, сложности, ограниченность во времени, мы справились с поставленной задачей, и все это послужит на благо жителей Крыловского района и всех, кто обратится к нам за помощью.
Записала М. Любченко.