Новости

Что значит: «Избранные не были достойны»?


Что значит: «Избранные не были достойны»?
“”

Каждый раз после Божественной литургии в храме священник обращается к прихожанам с проповедью. И она бывает важна не только для людей, которые постоянно ходят в храм, но и для тех, кто там бывает редко или вообще не заходит. Одну из таких проповедей произнес в воскресенье, когда прославлялось такое событие как положение честного пояса Пресвятой Богородицы, настоятель Михайло-Архангельского храма, протоиерей Федор Ефименко:

– Сегодня на литургии звучал отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. XXII: 1-14) о том, что Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир. Но они не хотели прийти. Опять послал других рабов, передал: «Скажите званым: пиршество готово, приходите на брачный пир». Но они пренебрегли приглашением, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц этих и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: «Брачный пир готов, а званые не были достойны. Пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Рабы исполнили повеление, и брачный пир наполнился людьми. Царь, войдя, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, грязного и немытого, хотя при входе можно было поменять свою простую одежду на подобающую торжеству и привести себя в порядок. И говорит ему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?»
Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Ибо много званых, а мало избранных».

Как же трактуется этот отрывок? Его смысл очень объемен. Господь пришел в мир к избранному израильскому народу своему. Чтобы призвать их на служение Богу и через них донести учение до всех остальных. Но тут мы слышим от самого Господа нашего Иисуса Христа упрек народу израильскому: «Почто ты поднял руку на царя своего?» Даже Пилат говорил им: «Как же я распну вашего царя?» А они отвечают: «Мы не имеем царя, кроме кесаря». Они называют своим царем того, кто поработил их. И требуют распять посланника Господа, Его Сына. Кровь на нас и на детях наших. И мы знаем из истории, что после этого Иерусалим был стерт с лица земли. До сих пор там неспокойно, постоянно возникают вооруженные конфликты. Вот, что значит: «Избранные не были достойны». Тогда Господь послал своих апостолов к язычникам: к грекам, к нам, славянам, и другим. Но прежде, чем войти на брачный пир, надо привести себя в порядок, одеть брачные одежды. Что это значит? Брачная одежда – это образ. Надо привести в порядок душу свою. Покаяться пред Богом: «Вот я был язычник, не знал Тебя, не исполнял заповедей твоих. Прости меня и прими меня за своей трапезой».

Эта притча, созданный образ применимы и к современному миру. Мало среди нас людей, которые с детства воспитаны в вере. Раньше были всяческие гонения за веру. Многие и сегодня рождаются и живут, никогда не бывают в церкви и считают, что это им не нужно. Некоторые доживают до глубоких седин и, задумываясь о том, что его ждет после смерти, утешают себя мыслями: «Да, я же когда-то заходил в храм. Ставил свечки. Куличи освещал на Пасху и воду на Крещение». Но иногда некоторые люди задумываются о спасении души своей, о том, зачем они пришли в этот мир. Вот это тот момент, когда Бог зовет человека. Но и тогда некоторые приходят в храм, как бы поставить галочку: «Вот я был в храме». Эти люди и есть собирательный образ того человека, который не был одет в брачные одежды. Его выгнали вон – туда, где плач и скрежет зубов.

Одеть брачную одежду, чтобы быть избранным, это значит прийти на исповедь и покаяться в грехах своих, убелить, таким образом, свою душу. Даже у родителей своих, прежде чем что-то попросить, если ребенок виноват, он сначала попросит прощения. И тогда любой родитель откликнется на просьбу ребенка. Мы же в церковь идем к Богу. И вот евангелист Матфей учит: пришли вы к храму, переступили его порог, попросите у Господа прощения за грехи, убелите себя, оденьте душу свою в светлые одежды, а потом уже подходите к святыням храма. Очень важно, чтобы человек задумывался о том, с каким расположением духа приходит он в храм, простил ли он обидчиков своих от всего сердца, примирился ли с ними. Ведь, чтобы Господь простил и ответил на прошения, надо и самому потрудиться над душой своей и всех простить.

Записала О. Подобная.