Новости

«Землю буду есть, а детей не отдам…»


«Землю буду есть, а детей не отдам…»
“”

Валентина Федоровна Коломиец (в девичестве Травкина) родилась в 1938 году в станице Новосергиевской. Своего отца и не видела, лишь похоронка пришла в конце войны.

«Жили мы с мамой в казенной хате. Было голодно, подростком пошла работать на кирпичный завод, – вспоминает Валентина Федоровна. – На тачках перевозила кирпич, ладони покрылись водянками, они полопались, кровь по рукам течет, а я работу не бросаю. Подошла ко мне тетя Клава Федоренко: «Что это у тебя такое?» «Да ничего, так», – отвечаю, а сама боюсь, что не дадут заработать на кусок хлеба. Потом подошел заведующий, увидел мои руки и говорит: «Ох, моя ты травинушка, моя ты золотая, какие у тебя ручечки… Знаешь что, моя кровинушка, поставлю я тебя на работу полегче». А я в ответ: «Я не пойду, мне надо деньги зарабатывать…»

Потом меня поставили в стройбригаду на доски, их надо было перекидывать. Жили голодно, мама взяла с работы три килограмма зерна, и ее посадили. Я осталась совсем одна. Спасибо дедушке и бабушке, они меня взяли, а вот тетка невзлюбила. Как-то заставила меня мазать пристенок и пригрозила: «Если не сделаешь, пеняй на себя…» Уже ночь, мажу, а сама плачу и спиваю: «Между рекою и лиманом там была родина моя…» И так случилось, что в этот день маму отпустили, и она возвращалась из Крыловской домой. Услышала она, как я пою, бросилась ко мне, и мы пошли в свою хату.

Жили бедно, но семь классов я закончила. Работала в полевой бригаде, в садбригаде. Вышла замуж, родила двух деток Надю и Сашу, а муж тяжело заболел. Позже мы разошлись. Работала на МТФ № 5, а потом в Кавалерке на бруцеллезной ферме дояркой. Мама умерла, и мне приходилось брать детей с собой. Я дою коров, а они на мосточке играют. Страшно было – все выглядывала, как бы в речку не упали. Там познакомилась с Ленею и вышла за него замуж. Вместе мы переехали в Крыловскую, купили хатенку. Родилась Лидочка. Не поверите, настолько бедно жили, что даже пеленок не было. Спасибо соседка помогла и Леня Середа. Потом появились на свет Коля, Лена, Юра. Было время, когда к нам приезжала комиссия, хотели забрать детей. Я тогда сказала, что никому детей не отдам, сама землю буду есть, но не отдам. Представитель стансовета Таисия Федоровна (фамилии уже не помню) посмотрела, как мы живем, и сказала: «Нет, пусть они живут с мамой».

Потом беда случилась. Я была на работе. Вижу, сын приехал, забрал дочку, и они куда-то поехали. А у меня сердце не на месте. Кто-то сказал, что детей моих током убило. Не помню, как бежала домой, и босоножки где-то потеряла, а меня к ним даже не пустили. Коле было 18 лет, а Лене – 14. Так и похоронили их…»

У Валентины Федоровны все дети получили образование, часто навещают ее вместе с внуками.

О. Леонова.