Новости

Если у вашего ребенка речевые проблемы


«Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут», – эти слова нашего президента В.В. Путина как нельзя лучше подчеркивают роль семьи в судьбе каждого малыша.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла». В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для школьников в особенности.

Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Речевая коммуникация, если учесть все виды общения (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. А нарушения речи приводят к перестройке личности. На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают малыша, какие установки ему дают, является формирующим компонентом отношения ребенка к своей речи.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного, много детей говорят значительно хуже, чем ты. Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: телеведущие, писатели, певцы, их дефект им не мешает. Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна.

Возможная другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтоб у нас в семье кто-то так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Неужели так трудно произносить слова нормально, как все! Над тобой же будут смеяться». Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок будет слышать насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться и приобрести еще один речевой дефект – заикание.

В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень не уверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к снижению самооценки ребенка! Но при правильном подходе семьи к его воспитанию, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.

Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект, но без насмешек и пустых укоров.

Е. Макаренко, учитель-логопед МБДОУ № 4.

Предыдущий материал