Своеобразным открытием стала первая районная конференция юных исследователей «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся: актуальные вопросы, достижения, инновации». Открытием не только потому, что была первой в своем роде. Она показала, что изучение самых разных наук может быть не скучным заучиванием правил. Процесс освоения предмета можно сделать похожим на игру, расследование, если хотите – квест, а порой он будет сравним с прочтением интересной исторической книги. Участниками конференции стали талантливые ребята – ученики школ района и их преподаватели. Опытом своей работы с гостями делились победители, призеры, участники региональных этапов, этапа ЮФО научных конкурсов: «Эврика», «Эврика, ЮНИОР», «Шаг в будущее».
«Проводя нашу конференцию, мы ставим перед собой цель: привлечь к исследовательской деятельности как можно больше учащихся. Это поможет развитию интеллектуального творчества школьников, поможет адаптироваться в обществе, определиться в выборе будущей профессии», – сказала директор МКУ «Центр методического и хозяйственного обеспечения МОО» Марина Косенко.
Вниманию гостей и участников представили результаты многомесячной исследовательской деятельности учащихся, проводимой под руководством научных руководителей – школьных учителей. И сама конференция стала ценным наглядным пособием. Марина Николаевна отметила, что в будущем году состоится вторая районная конференция «Юный исследователь», где школьники и учителя будут не просто участниками, а конкурсантами, которые сразятся за победу.
А пока сцена была предоставлена тем, кто уже имеет опыт в проведении исследований. Первыми на нее вышли представители секции «Химия»: Алина Галушко и Анастасия Митейко (СОШ № 1), Денис Лапченко и Мария Кандалова (СОШ № 8). Об исследованиях некоторых из них мы уже рассказывали на страницах нашей газеты. Здесь было интересно даже тем, кто не испытывает особой тяги к химии как к науке. Алина исследовала чай разных торговых марок, который можно приобрести в наших магазинах. Параллельно она рассказывала о пользе этого напитка, правильных способах заваривания, исходя из своих опытов, дала несколько советов, какому чаю отдать предпочтение (лучше выбирать листовой, производители пакетированного, бывает, грешат тем, что в пакетиках не только чайный лист, но еще и веточки, и… краситель).
Настя исследовала содержание железа в разных продуктах. Она развеяла общеизвестный миф о том, что, если хочешь пополнить запасы железа в организме, надо есть яблоки. Есть надо гречку! А еще она опросила учеников своей школы, проверила, из каких продуктов готовят в школьной столовой, убедилась, что меню составлено с учетом потребности детей в железе. А своими выводами поделилась со всеми школьниками. Денис и Маша исследовали медицинский препарат ацетилсалициловая кислота и сколько аскорбиновой кислоты содержится в аскорбинках разных производителей.
Несколько перекликалась с работами химиков работа Ольги Седышевой (СОШ № 8), которая выступала в секции «Медицина». Она заметила, что школьники в качестве болеутоляющего чаще всего принимают Цитрамон-П. Она изучила историю появления и совершенствования этого препарата, состав цитрамона от разных производителей. На основе своих изысканий объяснила, почему его нельзя принимать детям и почему, как любое лекарство, можно использовать только по назначению врача.
Вот, казалось бы, школьники говорили о прописных истинах, которые мы все неоднократно слышали, но они до всего этого дошли сами, опытным путем, рассказали сверстникам – и это особенно ценно, потому что воспринимается такая информация уже совершенно по-другому.
В секции «Физика» Валерия Костюк (СОШ № 1) поделилась тем, как она готовила и проводила исследование радиационного фона Крыловской и ее окрестностей. Главная новость – с радиацией у нас все в порядке, можно не переживать.
Секция «Искусство», которая традиционно ближе гуманитариям, в этот раз заинтересовала и «технарей». Ирина Катыхина (СОШ № 3) поделилась результатами своего исследования на тему «Искусство ковани. Возрождение народного ремесла». Сейчас мы чаще слышим слово «ковка», в старину применялось «ковань» – это существительное больше относилось к самому изделию. С кузнечным делом было связано много легенд. Ирина с родителями побывала за пределами района, познакомилась с мастерами, которые занимаются ковкой в Крыловской. «У каждого из них свой особенный подход к работе, и почерк свой», – рассказывая об этом, школьница призналась, что до начала исследования сама не придавала значения кованым изделиям, а теперь открыла для себя их особенность и красоту. «Хожу по станице и присматриваюсь к «железным кружевам», – сказала она.
Слово было предоставлено и учителям первой школы Светлане Выскребенцевой и Евгении Сопко, которые занимались с юными исследователями.
Участники отмечены благодарственными письмами. А по итогам конференции приняли резолюцию, которая содержит рекомендации по расширению исследовательской работы в школах. Ведь самое главное, что если подойти к задаче творчески, поддержать учеников, которым интересен неординарный подход к предмету, можно заразить этим интереснейшим делом молодежь, что поможет ей определиться в своем выборе.
М. Любченко, фото автора.